Асоціація українських банків

 
Члени АУБ
 
млрд
Активи членів АУБ


 
тис
Представляємо інтереси працівників, членів АУБ

Мадина Калимуллина – руководитель Отдела экономических программ Совета муфтиев России.
Тема исламского банкинга уже достаточно долго обсуждается в России в самых разных кругах, однако в последний год в России наметилась повышающая тенденция в развитии данного направления: за период чуть меньше года прошло три круглых стола и два семинара на данную тему.
Говоря о шариатских источниках исламского банкинга, следует подчеркнуть, что исламский банкинг – это форма, предложенная мусульманскими учеными в середине ХХ века, на основе принципов ислама относительно экономики и торговли. Ислам, таким образом, определяет лишь основные ориентиры для человека, устанавливает границы, которые человек не должен переступать. Эти ориентиры содержатся в коранических аятах.
А уже в рамках этих ориентиров человек волен и призываем к созиданию путем рационального размышления. Одним из плодов такого рода размышлений является форма экономического института, получившая название исламский банкинг.
Предприниматель, берущий кредит в исламском банке, знает, что результат его дела и конечная выручка зависит от общей прибыли проекта, часть которой он отдает по заранее оговоренной доле его кредитору – банку. В то же время он понимает, что в случае неудачи проекта, ему не придется закладывать своё имущество, чтобы рассчитаться с банком – кредитором, поскольку банк разделяет не только прибыль в случае успеха, но и несёт убытки в случае неудачи предприятия.Таким образом, исламский банк разделяет риски своих клиентов. Основными отличительными чертами данного института являются отсутствие взимания процентов, распределение и прибылей, и убытков - и справедливость. Исламские банки оценивают риск неполучения прибыли от используемых финансовых инструментов как наиболее критический и ставят его на первое место в ряду других традиционных рисков по степени опасности и, соответственно, значимости при анализе объекта финансирования (по российским стандартам риски невозврата и потери ликвидности являются определяющими).
С учетом этого при проведении операций финансирования главным требованием является изначальный анализ и последующий контроль за ходом реализации сделки, за источниками поступления денежных средств от реализации сделки и реквизитами, на которые они переводятся дебиторами клиента; ревизия текущей деятельности и бухгалтерской отчетности
Однако ни для кого не секрет, что исламские банки также подвергаются критике, что в целом должно побудить исследователей, шариатских советников, экономистов-банкиров продолжать совершенствовать данное направление. Ведь как экономический институт исламский банкинг – достаточно молодое явление. Как говорил советник ИРТИ Мухамад Умар Чапра, "исламский банкинг – это ещё ребёнок, недавно научившийся ходить". И в том, что многие злоупотребляют им – это также знак для определенных действий.
Основные противоречия исламского банкинга – это терминологическая автономия, различия в стандартах, проблемы отдельных банков, компромиссные варианты, высокие издержки, управление краткосрочной ликвидностью, использование преимущественно механизмов "мурабаха" [1] и "иджара" [2], а не "мудараба" [3], изначально составлявший основу исламского банкинга.
Терминология – это вопрос, требующий обсуждения и решения в рамках международных конференций. С другой стороны, если существует термин, обозначающий такое же понятие, на русском языке, есть ли необходимость использовать арабский корень? Так, например, в Казахстане в принятом законопроекте по исламскому банкингу нет ни одного арабского термина. Наоборот, в нём использованы знакомые слова для обозначения исламских операций: "инвестиционный депозит", "финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита", "финансирование производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства", "осуществление инвестиционной деятельности на условиях лизинга (аренды)", "осуществление агентской деятельности при проведении банковских операций исламского банка" и т.д.
Различия в стандартах – это вопрос, также требующий решения на международном уровне. Разные стандарты и разные подходы – это вполне нормально и естественно, более того, плюрализм мнений, в рамках единых четких коранических ориентиров, свойственен исламу. России с её богатым научным и природным потенциалом, с многочисленным мусульманским населением и богатым исламским наследием, при практической реализации исламского банкинга необходим свой стандарт по исламским финансовым институтам.
Исламские банки зачастую избегают механизма мудараба в связи с риском недобросовестности и проблемой выбора, с которыми банкиры не привыкли сталкиваться. Менеджеры исламских банков – по преимуществу бывшие банкиры, профессионалы в анализе кредитных рисков своих клиентов, но не обладающие специальными навыками отслеживать поведение клиентов. В связи с этим, для того, чтобы обезопасить себя от возможных убытков, связанных с неконкурентоспособностью или недобросовестностью клиентов, исламские банки приняли инструменты финансирования долга: мурабаха и иджара
С началом демократических преобразований в нашей стране начался и процесс духовного возрождения в России. И у мусульман также появилась возможность посещать мечети, получать религиозное образование и быть религиозно практикующими верующими. Ислам – религия, которая пронизывает и содержит ориентиры касательно всех сторон жизни человека – и образовательной, и культурной, и семейной, и экономической. Соответственно, российские мусульмане также стали искать пути осуществления экономической деятельности согласно нормам ислама.
Данный вопрос усиливает актуальность создания в России исламских банков. Однако и здесь необходимо сделать важные оговорки. Во-первых, не стоит обольщаться касательно численности мусульман России, по разным оценкам, составляющей от 23 до 30 миллионов человек, что примерно равняется численности населения Королевства Саудовская Аравия. Большинство из них к настоящему времени не имеет религиозного образования, либо лишь задумывается о его получении. Следовательно, пока рано говорить о том, что спрос на продукты исламского банкинга представлен всей численностью мусульманского населения России. Правильнее будет сказать, что спрос является скрытым, и сколько времени пройдет, пока он активизируется, сказать сложно. Однако уже сегодня можно отметить, что с каждым месяцем такая активность растёт. Возрастает количество обращений в отдел экономических программ Совета муфтиев России с запросами как относительно исламского банкинга и разрешенных способов ведения бизнеса, осуществления сбережений и инвестирования, так и касательно других аспектов – таких как закят [4], то есть обязательные очистительные пожертвования, так и возможность установления контактов и ведения бизнеса с зарубежными партнерами-мусульманами. Причем, в этой связи обращения поступают не только со стороны мусульман и мусульманских организаций. В Центре стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России, с которым автор этой статьи тесно взаимодействует, начавшим свою деятельность в 2002 году, уже имеется опыт сертификации продукции, производимой в России на предмет соответствия требованиям стандарта "Халяль" не только для внутренней реализации, но и для экспорта данной продукции в мусульманские страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Иорданию, Иран, Саудовскую Аравию.
Имеются также научные разработки, которые могут быть востребованы мусульманами России и иных стран, такие как тест-индикатор на наличие в продукции свинины, разработанный одной из российских компаний. Данную разработку компания планирует представить на Шестой Международной исламской выставке в Малайзии – MIHAS.
За последние годы были реализованы также коммерческие и социальные проекты для мусульман.
Несмотря на это, все ещё существует ряд проблем для развития направления исламских финансов в России, среди которых основными на наш взгляд являются следующие. Низкий уровень религиозного образования, нехватка квалифицированных кадров, менталитет, распространенность искаженного представления среди населения. Например, существует мнение, что продуктами исламских банков могут пользоваться только мусульмане. Название говорит, прежде всего, об этическом направлении и справедливости, а не об ориентированности исключительно на мусульман.
Кроме того, существуют правовые проблемы, связывающие развитие исламского банкинга. Это несоответствие ряда исламских банковских продуктов (правовых механизмов их реализации) основным законодательным и нормативным актам РФ – Гражданскому Кодексу, Закону "О банках и банковской деятельности" и основанным на них нормативных актов Центрального Банка РФ. Проблемы налогообложения – неприспособленность ряда исламских банковских инструментов к российскому налоговому законодательству. Проблемы учета и отчетности – отсутствие порядка ведения бухгалтерского учета некоторых операций, осуществляемых исламскими банками, в соответствии с принятыми в России правилами и, соответственно, неприспособленность установленным российскими нормативными актами формам отчетности. Проблемы, связанные с предоставлением депозитарных услуг и кредитных услуг.
С аналогичными проблемами сталкивались и другие страны, и на практике решали эти проблемы по-разному: изменение законодательства (Пакистан), издание специальных законов (Малайзия, Великобритания), пилотные проекты, компромиссные варианты (Босния).
Для России есть примеры соседних стран: Киргизии и Казахстана, где все эти проблемы решались либо в рамках пилотного проекта, либо с фундаментальным изменением законодательства. Есть также ещё один путь: открытие исламских окон. В декабре 2008 года глава Центробанка Бахрейна на Российско-бахрейнском бизнес-форуме выразил намерение со стороны Королевства Бахрейн открыть исламский банк в России. Определенные проекты по открытию исламских банков в России есть и со стороны ряда банков стран СНГ, а также российских банков. Все это подводит к вопросу о практической реализации данного направления в России.
И, наконец, еще один момент. Последний по месту, но не по важности. Могут ли кризисы быть присущи финансовой системе, выстроенной по исламским принципам? Могут, поскольку любая финансовая система – это дело рук человека или человеческого общества. Если бы Всевышний пожелал дать человечеству четкую структурированную систему экономических или финансовых взаимоотношений, Он бы передал её людям через Священное Писание, но Он пожелал оставить людям лишь определенные запреты и повеления касательно жизни человека на земле, а во всем, что сверх этого, Он дал человечеству разум. Именно повеления Всевышнего касательно экономической сферы деятельности и образуют экономические принципы ислама. А вот если финансовая система, построенная по данным принципам, дала сбой, это означает только одно – в чем-то произошел отход от первоначальных принципов. Жизнь человека на земле требует постоянного бдения, то есть контроля и оздоровления созданных им институтов.
Устойчивость исламских финансовых институтов на фоне мирового финансового кризиса, скорее всего, повлечёт за собой создание новых подобных организаций, либо переход традиционных финансовых институтов на "исламские финансовые рельсы". В случае распространения такого рода случаев количество контролирующих органов не будет поспевать за ростом числа организаций, позиционирующих себя в качестве исламских. А в случае отсутствия единых или скоординированных стандартов на мировом исламском финансовом рынке, это может привести к случаям потери доверия, или – еще хуже – к случаям злоупотребления названием "исламский". Именно поэтому, говоря о создании и распространении нового рода финансовых институтов, на первый план выходит вопрос о необходимости принятия стандарта, правоустанавливающего и регулирующего его деятельность.
________________________________
[1] – Мурабаха – договор между банком и его клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает согласованную заранее маржу, то есть разницу между ценой покупки и ценой продажи. Мурабаха является одним из многих контрактов купли-продажи, разрешённых исламом. В мурабахе может применяться оплата как при получении товара, так и с отсрочкой.
[2] – Иджара – вид инвестиционной деятельности по специальному приобретению арендодателем оборудования или другого имущества в собственность и предоставление его арендатору в имущественный наем (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, за плату.
[3] – Мудараба – партнерство или трудовой договор, согласно которому материальная ответственность за убытки ложится на распорядителя имуществом или наемного рабочего в том случае, если он проявил халатность или преднамеренно совершил ошибку, а также если он не выполнил условия инвестора или работодателя.
[4] – Закят – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на pазвитие пpоектов, способствующих pаспpостpанению ислама и истинных знаний о нём и т. д. Закят – один из пяти столпов ислама.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=988


Відгуки про АУБ

Календар подій

<<  <  Липня 2025  >  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Нд 
   1  2  4  5  6
  7  8  9101213
14151617181920
2122232427
28293031   

Найближчі події

Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ