Асоціація українських банків

 
Члени АУБ
 
млрд
Активи членів АУБ


 
тис
Представляємо інтереси працівників, членів АУБ

Ирина Лис, Караганда
 
На фоне закрытых для заимствования мировых рынков, и экономических проблем в США и Европе, нарастает интерес частного бизнеса Казахстана и стран Центральной Азии к использованию исламских моделей финансирования. Исламские финансовые институты тоже проявляют все больше внимания к нашему региону. Каковы перспективы внедрения принципов исламского банкинга и финансов в Казахстане? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать основополагающие принципы исламского банкинга, сходства и различия традиционной банковской системы с исламской. Обо всем этом рассказал на Региональном Инвестиционном Конгрессе менеджер проекта Исламского Банка, Банка «ТуранАлем» Мирас Сеитов.
 
- От куда идут корни Исламского банкинга?
- Колыбелью исламского финансирования является арабский регион.

- Означает ли это, что данные финансовые институты базируются на религиозной сфере?
- Исламская экономика - это не религиозная сфера деятельности, а лишь иная экономическая система. В силу этого она может быть ориентирована не только на мусульман, но и на представителей иных конфессий нашей многонациональной страны. На сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, размеры исламской экономики равняются пятистам миллиардам долларов. Причем, весьма успешный опыт создания и функционирования исламских банков и финансовых институтов в светских государствах, таких как США (70-80%), Великобритания и другие страны Старого Света, позволяет с уверенностью прогнозировать будущий успех исламских банковских и финансовых инструментов в Казахстане и Центральной Азии в целом. Всего в мире на сегодняшний день существует более 300 банков и финансовых институтов, которые функционируют по принципам шариата, базирующихся на священном Коране.

- Чем они отличаются от традиционных?
- Основополагающие принципы исламской экономики, во-первых, подразумевают полную прозрачность сделок, равноправное участие сторон в прибылях и убытках общего дела. Шариат уравнивает роль и шансы финансирующей стороны и владельца бизнеса.

В традиционной системе банк получает вознаграждение независимо от успеха в инвестировании, а все риски несет предприниматель. В исламском же банке доход по кредиту определяется величиной прибыли клиента, поэтому банк заинтересован в успехе проекта. Следуя шариату, исламская экономика ставит во главу принципы справедливости и равноправия и не приемлет незаконного обогащения любой из сторон, на этих же принципах основываются продукты исламского банкинга и торговые контракты.

- Правильно я поняла? В результате такой деятельности выигрывают обе стороны?- Известный специалист в области изучения экономической конкуренции Майкл Портер говорил, что если кто-нибудь на рынке выигрывает, то кто-то другой проигрывает и это есть механизм работы рынка, но в исламском финансировании любая экономическая деятельность, которая наносит ущерб кому-либо или в целом обществу считается Харам (запрет). Так как любое действие должно быть социально выгодно, и только потом - преследуется индивидуальная выгода.

- На каких принципах отбираются проекты для финансирования?
- В исламском банке существует специальный орган, в который входят специалисты в области шариата, так называемый комитет шариат, который принимает решение о финансировании каждого отдельного проекта. Этот комитет основывается на принципах Харам (запрет) и Халял (разрешенное, дозволенное), то есть при изучении проекта специалисты, прежде всего, делают анализ того, как и куда пойдет требуемая сумма, так как согласно шариату запрещено финансирование производство сигарет, спиртных напитков, оружия...

- За счет чего существует банк?
- Исламский банк, как и любой другой, является посредником, аккумулирующим фонды и размещающим их у предпринимателей, которые осуществляют бизнес проекты. Однако, если традиционные банки используют процентную ставку и для вкладчиков и для заёмщиков, то исламский банк выполняет эти функции способом соответствующим шариату, который запрещает процентную ставку (RIBA). Это связано с тем, что по шариату деньги были созданы лишь как средство обращения, обмена и как расчетная единица при покупке товаров и услуг, а не как средство сбережения, использующееся для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание её формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в Исламе.

- Предусмотрено ли финансирование проектов с высоким риском?
- В исламском финансировании существует запрет неадекватного риска - Гхарар (что означает неуверенность, неизвестность, неоправданный и чрезмерный риск, связанный с недостаточностью информации или инвестиции, на удачу). То есть, при анализе проекта, специалисты принимают решение инвестировать только те проекты, которые с экономической точки зрения не являются сомнительными в плане их осуществления и извлечения выгоды.
- Существуют ли преимущества исламской банковской системы перед традиционной?
- В связи с тем, что главенствующая роль в исламском банкинге принадлежит идеологии, автоматически подразумевается незыблемость правил и законов, а значит и финансового института, что обеспечивает эффективность всей системы.

Благодаря отсутствию неподкрепленных долговых соглашений, исламская банковская система более стабильна, чем традиционная. Вы можете не думать о взрыве долгового пузыря, поскольку его появление в исламских финансах маловероятно - все долговые соглашения подкреплены товарами или услугами, к которым привязаны денежные потоки. В результате отсутствуют спекуляции, которые могут нарушить экономическое равновесие. Например, государство Малайзия, во время кризиса в Юго-Восточной Азии в конце XX века получила наименьший урон именно благодаря этому факту.

- На сколько прозрачна система исламского банкинга?
- Вовлечение в процесс принятия решений на трех уровнях означает, что исламский банкинг - это, как театральный спектакль, где все являются активными игроками, а классическая система - это тот же спектакль, но с узким количеством игроков и большим количеством зрителей.

- Существует ли в исламском банке понятие соответствующее депозиту в традиционном понимании?
- Да, причем двух типов: депозит до востребования и инвестиционный депозит. Первый оперирует также, как и традиционный, а второй, более распространенный, основан на разделении рисков и прибылей. Депозитор принимает участие в определении сектора инвестиции, то есть своего инвестиционного портфеля, и получит выплату в зависимости от успеха проекта и в целом рынка - это первый уровень принятия решения и взятие на себя доли риска. Далее банк определяет компанию и проект для инвестирования и принимает участие в управлении компании и определении стратегии для нее - это второй уровень принятия решения и взятие доли риска на себя. Третьим уровнем является решение самого предпринимателя, то есть менеджера банка. И в случае кризиса или дефолта риски поделены.

- Как начисляется доход при отказе от процентной ставки?
- Отказ от процентной ставки и отсутствие долгового соглашения не подразумевает нулевой доход сверх капитала, поскольку начисление вознаграждения в исламском банкинге происходит не с ожидаемой прибыли. Доход или вознаграждение начисляется поверх капитала по факту прибыли, и, более того, сама величина дохода сверх капитала будет определяться прибылью. Отсюда следует, что односторонний поток капитала невозможен.

- Как обстоит вопрос с возвратностью?
- Известно, ожидаемый возврат определяет возможность инвестирования, как ожидаемая норма прибыли и доход, но не процентная ставка определяет сбережения. Соответственно, предположения о прекращении инвестиций и сбережений безосновательны.

- От чего зависит эффективность исламского банкинга?
- Денежно-кредитная политика в системе исламских финансов функционирует так же, как и в традиционной системе, и её эффективность зависит от наличия инструментов контроля ликвидности, которые моделируются в соответствии с законами шариата и, разумеется, с учетом современных требований. Вполне возможно скоро эти нормы и правила будут обычной практикой для казахстанцев. По сообщениям ИА REGNUM Исламский банк развития заинтересовался проектом реконструкции казахстанского участка транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью свыше 3 тысяч километров, о чем сообщил вице-президент Исламского банка развития Амадоу Бубакар Сиссе: «Это очень большой проект и потребует очень больших ресурсов, правительство частично предполагает реконструкцию под государственную гарантию, а частично на основе концессии. Имея закон о концессиях, ИБР готов рассматривать оба варианта - участвовать и в части, которая будет реконструироваться под государственную гарантию и, также, на основе государственно-частного партнерства».

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан уже выделено 309 млн. тенге на разработку ТЭО «Инвестиционная модель международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай».
http://www.dknews.kz/article.php?id=299&archid=24&pn=2

Відгуки про АУБ

Календар подій

<<  <  Липня 2025  >  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Нд 
   1  2  4  5  6
  7  8  9101213
14151617181920
2122232427
28293031   

Найближчі події

Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ