Новини фінансового сектору

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Больше всего сделок по ОВГЗ проводят Ощадбанк, Сбербанк России и Укрэксимбанк

В тройку лидеров рэнкинга по объему сделок на биржевом и внебиржевом рынках облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) по итогам второго квартала 2013 года вошли «Ощадбанк», «Сбербанк России» и «Укрэксимбанк».

Об этом говорится в опубликованных агентством Cbonds и Ассоциацией «Украинские фондовые торговцы» (АУФТ) рэнкингах торговцев ценными бумагами — операторов рынка ОВГЗ. 
При этом первое место в рэнкинге занял поднявшийся на одну позицию «Ощадбанк» с рыночной долей 15,58%, на втором месте «Сбербанк России (Украина)» (9%), на третьем — «Укрэксимбанк» (6,45%).

В рэнкингах также отмечается ощутимое снижение уровня консолидации рынка — доля Топ-10 торговцев снизилась до 63,88% от общего объема сделок с ОВГЗ (в І квартале — 84,36%). «Вполне понятно, почему в рэнкингах по объемам торгов лидируют крупнейшие, в т. ч. государственные банки — ведь они фактически выполняют функцию центров ликвидности, на позиционирование в качестве которых претендуют иные субъекты биржевой инфраструктуры», — отметил глава совета АУФТ Сергей Антонов.

В рэнкинге торговцев по количеству сделок, заключенных на биржевом и внебиржевом рынках, также произошли достаточно ощутимые изменения. Компания «Инвестиционный капитал Украины» (ICU) сохранила за собой первое место (доля рынка — 16,76%), а на второе и третье место поднялись торговцы «Центральный брокер» и «Фондовый актив» с долями рынка 13,72% и 9,03% соответственно.

Совокупная доля Топ-10 торговцев составила 73,54% по сравнению с 69,66% в 1-м квартале 2013 года. Заметные изменения среди лидеров по количеству биржевых сделок, очевидно, связаны с внедрением технологий неттинга и дополнительного обеспечения.

Как сообщали в АУФТ со ссылкой на НКЦБФР, на фондовых биржах Украины в первом полугодии заключено договоров с ОВГЗ на сумму свыше 140 млрд грн (75% общего объема выполненных договоров), что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года.

Увеличилось значение биржевого сегмента вторичного рынка ОВГЗ, по сравнению с предыдущим кварталом количество биржевых договоров во ІІ квартале т. г. выросло в 2,3 раза (до 3095 с 1331), внебиржевых — сократилось на 8% (до 709 с 770), сделок РЕПО — в 3,6 раза (до 172 с 48).

Таким образом, доля биржевых договоров в общем количестве сделок с ОВГЗ на вторичном рынке выросла с 61,9% в 1-м квартале до 77,8% во 2-м квартале текущего года.

http://www.banki.ua

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Навіщо Мінфіну власний банк?

Кабінет Міністрів взявся за реалізацію досить потужного проекту - створення в системі державних фінансів власного банку реконструкції та розвитку.

В ідеалі до нього мають перейти деякі статті видатків державного бюджету, а сам банк має виступати в ролі адміністратора, відповідального за розподіл бюджетних коштів на інвестиційні проекти.

В залежності від того, яким чином уряд організує роботу даного банку, держава може отримати або досить ефективний механізм стимулювання економіки, або чергову структуру для "дерибану" бюджетних коштів.

Історія ініціативи

Відсутність дешевих ресурсів, які необхідні для фінансування українських підприємств і різних проектів - давно відомий факт. Адже навряд чи можна назвати доступними кредити, вартість яких, в кращому випадку, починається з 20-22% річних.

Тому, цілком логічно, що держава намагається вишукати варіанти, які дозволять влити доступні за своєю ціною кошти в буксуючу економіку. Одна з останніх ініціатив - створення так званого Державного банку розвитку, який за рахунок акумулювання грошей ззовні - наприклад, за допомогою випуску облігацій, буде кредитувати проекти на пільгових умовах.

Мова про необхідність подібного банку велася ще з початку року, а навесні перший віце-прем'єр Сергій Арбузов заявив, що ця структура не буде заснована з нуля - її створять на базі "Українського банку реконструкції та розвитку".

За планами Мінекономрозвитку, до кінця поточного року буде створена необхідна для роботи банку нормативна база, а з 2014 року він почне свою роботу.

Вже на початку серпня Кабінет міністрів передав Міністерству фінансів повноваження з управління корпоративними правами держави щодо ПАТ "Український банк реконструкції та розвитку". Останній і до того знаходився у державній власності - 99,9945% акцій на суму 118 мільйонів гривень контролювала Державна інвестиційна компанія, тому зміна відомчого підпорядкування для багатьох стала не зовсім зрозумілим рішенням уряду.

"Банк розвитку повинен стати головним інструментом кредитування стратегічних галузей української економіки. Йдеться про високотехнологічні галузі - авіабудування, суднобудування, ракетно-космічну галузь, машинобудування", - зазначає міністр економічного розвитку і торгівлі України Ігор Прасолов.

В чому сутність

Насправді, передача УБРР до Мінфіну є першим кроком з реалізації ідеї розподілу державного бюджету на бюджет поточних і інвестиційних видатків.

Дана ідея базується на тому, що планування, фінансування та контроль за видатками на поточну діяльність та на проекти розвитку потребують різних підходів. Поточний бюджет в оптимальному варіанті має бути збалансованим, тобто поточні видатки держави - відповідати її постійним доходам.

В іншому разі існує ризик, що дефіцит поточного бюджету переросте в хронічний, оскільки поточні видатки зазвичай не приносять прибутку до бюджету.

Розширення поточних видатків дійсно може пожвавити внутрішній попит і сприяти економічному зростанню, але сам бюджет, принаймні в короткостроковій перспективі, не отримає додаткових коштів.

Залучаючи нерегулярні надходження - доходи від приватизації, кредити тощо, для покриття видатків поточного бюджету, держава фактично витрачає кошти майбутніх періодів.

На відміну від поточного, бюджет розвитку спрямований на фінансування інвестиційних проектів, які окрім позитивних наслідків для економіки принесуть певну фінансову віддачу і, відповідно, нададуть додаткові надходження до бюджету.

В такому випадку абсолютно нормальним є залучення нерегулярних надходжень, зокрема доходів від приватизації чи боргових ресурсів, адже отриманий прибуток дозволить не лише погасити залучені борги і відсотки, але й, можливо, отримати нетто-дохід.

Значна різниця існує між поточним бюджетом та бюджетом розвитку також у плануванні видатків і контролю.

Очевидно, щодо бюджету розвитку має застосовуватися середньострокове і довгострокове планування. Крім того, на початку затвердження проектів, які фінансуватимуться у цій частині видатків бюджету, має бути проведений детальний аналіз їх економічної ефективності та окупності.

Натомість видатки поточного бюджету прогнозувати надто складно, оскільки, наприклад, розмір соціальних трансфертів залежить від складнопрогнозованих у середньостроковій перспективі чинників, таких як інфляція, зростання ВВП, фонду оплати праці тощо.

Як свідчить досвід, прогнозування даних показників навіть на короткостроковий період в Україні є вкрай неточним, тому середньострокове планування поточних видатків взагалі є формальністю і не містить практичної користі.

Міжнародний досвід

В принципі, ідея далеко не нова. Банки розвитку працюють у багатьох пострадянських і не тільки країнах: у Росії, Казахстані, Туркменістані, Китаї, Німеччині. Механізми їх роботи також принципово не відрізняються: надання фінансування проектам, які є пріоритетними для економічного і соціального розвитку країни. Зокрема, під державні гарантії.

Власне, більшість економічно розвинених країн і так вже давно розподілили державні бюджети на поточний та бюджет розвитку.

І якщо в низці країн останній існує в формі окремого фонду в рамках державного бюджету, в інших ‑ в формі позабюджетних інвестиційних фондів - Фонд розвитку, Стабілізаційний фонд, тощо.

Частина країн, де існує ДБРР, передає до банку лише статтю кредитування з бюджету. В той же час варто зауважити, що в багатьох з них бюджетне кредитування є значно поширенішим інструментом, ніж бюджетне фінансування.

Зокрема, такий підхід застосовується в країнах з потужними державними корпораціями та/або фінансово-потужним місцевим самоврядуванням. В цьому випадку, уряд лише допомагає в реалізації їх проектів, надаючи кредитний ресурс, а не дотації.

Наприклад, російський Зовнішекономбанк надає фінансування тільки за умови, що термін окупності проекту становить понад 5 років, а вартість - понад 2 мільярди рублів.

Банк Розвитку Китаю концентрується на інфраструктурних проектах, що мають загальнонаціональне значення, розвиток малого і середнього підприємництва, сільського господарства, а також спеціальних програм у сферах освіти, охорони здоров'я та захисту природи.

Німецький банк розвитку KfW надає кредити для поліпшення енергоефективності з пільговим періодом до трьох років, протягом яких виплати по кредиту не відбуваються.

В окремих країнах до подібних банків передаються всі інвестиційні видатки, навіть якщо проекти не є рентабельними - передусім, інвестиції в інфраструктуру.

В такому випадку, одним із головних джерел фінансових ресурсів для них є трансферти з держбюджету.

Переваги фінансування з ДБРР

В даному контексті, закономірно виникає питання, навіщо створювати додаткову "прокладку", якщо можна фінансувати проекти напряму з державного бюджету?

Перевага фінансування саме з ДБРР полягає в тому, що у випадку проблем з фінансуванням з боку держави банк може знайти альтернативні джерела, що забезпечить безперебійність реалізації проекту.

В Україні ж наразі, якщо фінансування зупиняється, то часто зупиняється і реалізація такого проекту. Показовим прикладом є будівництво нових станцій метрополітену в Дніпропетровську, де роботи відновлюються тільки в разі перерахування дотацій.

І навпаки, якщо обсяг коштів, виділених державою на один проект, певний час не освоєний, то ДБРР спрямує їх на інший, дозволяючи подолати касові розриви, або просто заробить на них додаткові гроші.

Крім інвестиційних видатків до Українського банку реконструкції та розвитку варто було б передати кредитування з державного бюджету - не плутати з позичками на покриття тимчасових касових розривів, що надаються з ЄКР, та надання державних гарантій для інвестиційних проектів.

Статті цих видатків в бюджеті на 2013 рік заплановані в розмірі 13,4 і 50 мільярдів гривень відповідно. Безумовно не всі ці кошти будуть спрямовані на інвестиційні цілі, але тим не менш мова йде про досить значну суму, якою зможе оперувати банк реконструкції та розвитку.

"Крім того, співпраця з державною установою підтверджує значущість проекту і може сприяти більш швидкому й простому вирішенню питань з наданням дозвільних документів від держструктур і спростити/прискорити перевірки регулюючих органів", - вважає віце-президент департаменту корпоративних фінансів VISUM Capital Марина Фоміна.

Загалом, є кілька переваг УБРР перед сучасною моделлю розподілу бюджетних коштів.

По-перше, це сформує певну прогнозованість в частині інвестиційних видатків держави та захистить їх від політичних факторів, як то регулярне тотальне підняття соціальних видатків перед виборами за рахунок заморожування інвестиційних витрат.

Нинішня бюджетна система дозволяє маніпулювати фінансовими потоками практично в ручному режимі. Навіть без зміни до бюджету для фінансування популістських обіцянок можна скоротити інвестиційні видатки, якщо відповідні програми фінансуються з загального фонду.

В критичних випадках, через внесення змін уряд взагалі може зняти дохідні джерела зі спеціального фонду і закріпити їх за загальним, з якого фінансувати соціальні видатки. В той же час, легітимно "вийняти" на подібні цілі кошти з банку, що є окремою юридичною особою практично неможливо.

По-друге, це ліквідує практику залишкового фінансування інвестиційних проектів. Державний банк реконструкції та розвитку має власні ресурси та трансферти з бюджету держави, тому володіє реальними фінансовими ресурсами для фінансування проектів, а не лише обіцяє закрити асигнування в кінці року, як це в нинішній ситуації робить держава.

По-третє, відбір проектів для фінансування та оцінку їх ефективності будуть здійснювати відповідні експерти з банківської галузі, які вміють заробляти гроші, а не чиновники Мінфіну, які здебільшого вміють їх лише витрачати.

Система органів управління та нагляду в ДБРР – це все таки більш об’єктивний механізм розподілу бюджетних видатків, ніж чиновник, який вирішую, яку бюджетну програму включити до закону про бюджет, а яку ні.

Недоліки та питання до ДБРР

Але як буде організована діяльність української фінустанови, і не захочуть чиновники вкотре винайти "велосипед" - поки що незрозуміло.

На даний момент відомо лише те, що фонд банку становитиме 10 мільярдів гривень, і він не буде працювати з позичальниками безпосередньо, а тільки через посередників, якими стануть комерційні банки.

"І відразу ж виникає резонне питання. А чому не піти за коштами в звичайний комерційний банк?", - відзначає аналітик компанії "Альпарі" Ганна Кокорєва.

Крім того, робота банків розвитку повинна жорстко контролюватися.

"Для ефективного впровадження подібних ініціатив необхідно побудова чіткого і прозорого процесу відбору проектів, а також налагодження процедури прийняття рішень і розробка адекватних схем фінансування", - підкреслює начальник відділу рейтингів фінансової сфери IBI-Rating Ганна Апостолова.

Але чи можливо цього досягти в реаліях української системи виконавчої влади?

"Державний банк розвитку - інститут, який має в своєму розпорядженні високий рейтинг у фінансових світових колах. Тому його створення має супроводжуватися створенням наглядової ради, що складається не тільки з представників української влади, а й міжнародного співтовариства: банкірів, фінансистів з ім'ям. Крім цього, банк повинен мати розроблені стандарти з надання кредитів, які за своєю суттю мають бути подібними до тих, які діють в ЄБРР, тобто відповідати найвищим вимогам процедур: оцінки кредитного ризику, звітності, тощо", - вважає член ради Національного банку Юрій Полунєєв.

Адже очевидно, що інвестори, до яких банк розвитку буде звертатися за передплатою на свої цінні папери, будуть дивитися на те, наскільки управління банку відповідає міжнародним стандартам; чи складається рада тільки з українських представників, або включає в себе незалежних міжнародних експертів; які внутрішні процедури надання кредитів, управління активами, пасивами; принципи запобігають наявність різного роду конфліктів і інтересів, інформаційна політика і якість майбутнього портфеля?

"Якщо це не буде покладено в основу УБРР - то довіра до нього з боку іноземних інвесторів, навіть не дивлячись на державні гарантії, буде низькою. А це означає, що вартість запозичення виявиться високою. Фактично, вона нічим не відрізнятиметься від вартості звичайних позик", - зазначає Юрій Полунєєв.

Але в тому, що сторонніх осіб не допустять до управління держбанком - читайте - до розподілу мільярдних бюджетних ресурсів - сумніви дуже великі. Або такими "спостерігачами" опиняться люди, близькі до керуючих банком чиновників.

Адже не дарма Верховна Рада у квітні дозволила уряду надавати державні гарантії за зобов'язаннями УБРР в рамках обсягу, встановленого законом про державний бюджет на 2013 рік, який становить 50 мільярдів гривень.

І дуже великий ризик, що здорова за своєю суттю ідея, спрямована на активізацію вмираючої вітчизняної економіки, приречена на провал.

Хоча, наприклад, на частку бразильського банку розвитку BNDES в 2011 році припадало понад 70% кредитів на строк більше 3 років, виданих місцевим компаніям. Значить, подібна структура цілком може стати ефективним кредитором.

Замість висновку

В цілому, розвиток Українського банку реконструкції та розвитку в системі державних фінансів за умови його коректного впровадження це досить прогресивний крок. Такий механізм ефективно працює в багатьох країнах, дозволяючи акумулювати в одному фонді інвестиційний ресурс держави, і обмежити вплив поточної політики на його використання.

Разом з тим, з українського досвіду практичної реалізації в багатьох інших "прогресивних ідей" виникають серйозні занепокоєння, що дана структура може перетворитися в ручний механізм "дерибану" бюджетних коштів, чи розподілу бюджетних ресурсів поміж "своїми" підрядниками.

Все залежить від того, з якою реальною метою дана ідея була ініційована.

http://real-economy.com.ua

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Национальный банк в пятницу, 16 августа, продал банкам свои депозитные сертификаты на общую сумму 1 349 млн гривен

Об этом сообщил Национальный банк.

Нацбанк для регулирования ликвидности банков мобилизовал средства путем проведения тендера по размещению депозитных сертификатов НБУovernight по средневзвешенной процентной ставке 1,5% годовых 4 банкам на сумму 1 349 млн гривен.

Как сообщало агентство, НБУ 15 августа продал банкам свои депозитные сертификаты на общую сумму 2 108 млн гривен.

В соответствии с пунктом 2.6 главы 2 Положения о регулировании Национальным банком Украины ликвидности банков Украины, утвержденным постановлением Правления от 30.04.2009 №259, по процентным тендерам по размещению депозитных сертификатов банки самостоятельно предлагают процентную ставку.

В июле Национальный банк для регулирования ликвидности банков мобилизовал (привлек) средств банков на общую сумму 28,6 млрд гривен по средневзвешенной процентной ставке 1,38%.

За январь-июль 2013 года Нацбанк привлек 100,6 млрд гривен средств банков по средневзвешенной процентной ставке 2,20%.

За 2012 год Нацбанк привлек 16,7 млрд гривен средств банков по средневзвешенной процентной ставке 2,62%.

По материалам: Українські Новини
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Ликвидность банковской системы снизилась до минимума в августе

19 августа 2013 года остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков Украины снизились, по сравнению с пятницей, на 2,608 млрд – до 24,592 млрд гривен. Об этом сообщает пресс-служба Национального банка.

Таким образом, количество средств на корсчетах банков снизилось до минимального значения с 30 июля.

Напомним, в пятницу, 16 августа, остатки на корсчетах банков снизились на 1,789 млрд гривен.

Остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков (оперативные данные на начало дня):

Дата

Остатки средств, млрд гривен

19.08.2013

24,592

16.08.2013

27,200

15.08.2013

28,989

14.08.2013

26,034

13.08.2013

27,372

12.08.2013

25,783

По данным Prostobankir.com.ua

  •          
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Найдинамічніші банки України - Forbes

Активам української банківської галузі за перші півроку 2013 вдалося збільшитися лише на 6% - до 1,2 трлн грн. Проте, певні успішні банки наростили свої активи в півтора-два рази. Виданням Forbes було проведено дослідження, яке з'ясувало, що це за банки, і виведено десятку найбільш швидко фінустанов.

Отже, топ-10 найбільш швидкозростаючих банків України виглядає наступним чином:

1. Банк Фінансовий партнер (приріст активів за січень-червень 2013 року - 116,7%, активи на 01.07.2013 - 1,1 млрд грн)

2. Грін Банк (72,6%, 346 млн грн)

3. Реал Банк (64,4%, 1,5 млрд грн)

4. Експобанк (62%, 3,1 млрд грн)

5. Дельта банк (59,6%, 47,6 млрд грн)

6. Прайм-банк (59,2%, 409,3 млн грн)

7. Банк Петрокоммерц-Україна (56%, 1,4 млрд грн)

8. Банк Преміум (53,2%, 1,1 млрд грн)

9. Промекономом банк (43,1%, 891,8 млн грн)

10. ІнтерКредитБанк (42,2%, 435,5 млн грн)

Як ми бачимо, в топовій десятці 90% банків належать українському капіталу (за винятком «Петрокоммерц» з російським капіталом), з'ясував Forbes.ua.

«Ринок міняється, тому український капітал домінує. Вітчизняні банки готові брати на себе більше ризику, а іноземні зараз в основному згортають баланси », - вважає Микола Лагун, власник« Дельта Банку », активи якого за січень-червень 2013 зросли майже на 60%.

«Місцеві банки у разі ринкових коливань більш оперативно реагують на ситуацію», - додає Ростислав Павліченко, власник банку «Фінансовий партнер», який за півроку виріс більше ніж удвічі.

Крім того, у банків з українським капіталом і ще одна особливість - багато з них є елементами різних фінансово-промислових груп, і їх ключове завдання, на відміну від іноземців, кредитувати бізнес своїх власників, підмітив глава наглядової ради Universal Bank Сергій Стратонов.

За матеріалами Forbes

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Почему же в Украине кредиты настолько дорогие?

Купить квартиру и машину — мечта многих украинцев. И, к сожалению, для многих она так и остается мечтой, поскольку цены на недвижимость и автомобили имеют мало чего общего с доходами большинства граждан. Помочь воплотить мечту призваны банковские кредиты, но и они часто становятся недоступной роскошью. Почему заемные деньги настолько дорогие, разбирался banki.ua.

Средние ставки по кредитам в Украине представляют двузначное число. Причем если для автокредитов первая цифра в этом числе — единица (средняя ставка — около 17%), то для кредитов на недвижимость ставка обычно стартует с 20%. А для потребительских займов, которые граждане используют для покупки бытовой техники, компьютеров, смартфонов и пр., ставка обычно достигает 40% и более процентов годовых.

Простой пример, демонстрирующий недоступность ипотеки для большинства украинцев. Взять в кредит не самую лучшую квартиру в столице стоимостью 600 тысяч гривен можно минимум под 19% годовых. Это при условиях, что изначально будет уплачен взнос около 25% ее стоимости и что банк сотрудничает с Государственным ипотечным учреждением, которое удешевляет займ.

Даже в таком случае за десять лет заемщику придется выложить более 1,2 млн гривен. То есть стоимость квартиры к концу срока удвоится.

В соседней России ставки как по ипотеке, так и по автокредитам ниже. Сбербанк, который является самым крупным финансовым учреждением в стране, готов прокредитовать покупку квартиры по ставке от 12% годовых в рублях.

Срок ипотеки при этом составляет 12 лет, а первоначальный взнос — от 12% от стоимости жилья. Другие крупные российские банки предлагают гражданам РФ ставки, сопоставимые со «сбербанковскими».

Автомобили в России также можно брать в кредит по ставке ниже, чем в Украине. Средняя ставка на рынке автокредитования в прошлом году составила 14,7%. В Украине она как минимум на 3—4% выше. При этом в дополнение к ставке большинство банков взимает разовую либо ежемесячную комиссию, а также требует потратиться на недешевую страховку.

Относительно выгодными можно назвать лишь программы партнерского кредитования, о которых banki.ua писал в статье «Корейский синдром: какие автомобили украинцы берут в кредит» .

kredit_bez_vozrasta_450x368.jpgМежду тем, в Европе ставки по кредитам еще ниже, чем в России. Во Франции занять деньги на покупку автомобиля можно под 6,5% годовых. Переплата за недорогую машину стоимостью около 10 тысяч евро за два года составит не более 1500 евро.

При этом ежемесячные платежи будут составлять около 250 евро, что является весьма подъемной суммой для жителя страны, где минимальная заплата превышает 1400 евро.

Кредиты на недвижимость во Франции также имеют мало чего общего с украинскими. Ставки по ипотеке во многом зависят от срока кредитования, но в среднем придется ежегодно переплачивать за квартиру около 3—4%. К примеру, банк Société Générale готов предоставить кредит в размере 100 тысяч евро на покупку жилья под 3,65%. Срок займа составит 15 лет, а ежемесячный платеж — не более 750 евро.

Почему же в Украине кредиты настолько дорогие? Одной из причин является то, что стоимость денег для самих банков в рассмотренных странах неодинаковая. Если в Украине финучреждения привлекают деньги населения под 14—17% (депозиты в гривне), то в России и Франции ставки существенно ниже.

В РФ рубли граждан привлекаются под 10—12%, во Франции — и вовсе около 2%. Также следует учитывать, что риски в Украине существенно выше, чем в Европе. Высокая стоимость кредитов и депозитов является своеобразной страховкой от всевозможных рисков.

Определенную роль играет и то, какая учетная ставка установлена центробанком той или иной страны. В странах еврозоны, в том числе и во Франции, ныне действует крайне низкая ставка — 0,5%. Российский центробанк предоставляет банкам рефинансирование под 8,25%.

В Украине Нацбанк недавно снизил учетную ставку до 6,5%. Таким образом, банки могут получать от регулятора деньги под сравнительно низкий процент и затем направлять их на выдачу кредитов населению.

По словам аналитика компании Альпари Владислава Антонова, Национальный банк Украины через снижение процентной ставки решил возобновить кредитование экономики страны. Но при этом ставки по кредитам для физических лиц в украинских банках остаются высокими.

avtokredit_350x275.jpg«На межбанке процентная ставка НБУ определяет стоимость кредитных средств и лишь косвенно влияет на стоимость кредитов и депозитов. Для украинских банков она не является индикатором рыночной стоимости кредитных ресурсов и определения процентной ставки по кредитам», — говорит эксперт, объясняя, почему действия НБУ не отражаются на стоимости кредитов для простых украинцев.

Владислав Антонов подчеркивает, что банки при расчете кредитных ставок отталкиваются от ставки FIDR — стоимости депозитов, стоимости привлеченных средств от населения и на внешних рынках.

«В условиях растущего дефицита бюджета и госдолга Украины банки закладывают в ставки максимальные риски, которые учитывают состояние экономики страны, политическую ситуацию, спрос на кредиты, качество и стоимость залога. Ни один банк не хочет рисковать и терять прибыль, поэтому держат ставки высокими», — объясняет аналитик Альпари.

Стоит ли ожидать снижения ставок по кредитам для населения? Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, в том числе экономической ситуации в Украине, конкуренции на рынке банковских продуктов, покупательского спроса.

«Ставки будут снижаться, но быстрого снижения ожидать не стоит», — прогнозирует Владислав Антонов, добавляя, что снижение больше коснется краткосрочных депозитов, чем долгосрочных. Тенденцию будут задавать крупные банки, а уже за ними стоимость кредитов для населения начнут снижать более мелкие учреждения.

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Национальный банк Украины требует от банков обеспечить эффективный контроль за составлением и представлением центральному банку достоверной статистической отчетности.

"Учитывая имеющиеся факты предоставления в Нацбанкстатотчетности по формам №№ 613, 625, 310Д и 350Д с ошибками, Нацбанк обращает особое внимание на необходимость усиления контроля за представлением достоверной информации", — говорится в письме департамента пруденциального надзора НБУ от 15 августа.

Согласно письму, банки обязаны обеспечить постоянный контроль за предоставлением достоверной отчетности, а также включить в план проверок службами внутреннего аудита банков вопрос о правильности заполнения форм отчетности №№ 613, 625, 310Д и 350Д и их достоверности.

"Отмечаем ответственность банков и/или их руководителей за предоставление недостоверной статистической отчетности", — резюмируется в письме.

В письме также напоминается, что форма №613 — отчет о концентрации рисков по активным операциям банка с контрагентами и инсайдерами, а форма №625 — отчет о концентрации рисков по пассивным операциям банка. В свою очередь, форма №350 — отчет о суммах и стоимости депозитов в процентах годовых и форма № 310 — отчет о суммах и стоимости кредитов.

http://delo.ua

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

"Идея Банк" разместил облигации на 40 млн гривень

Инвестиционная компания Concorde Capital завершила размещение облигаций ПАО "Идея Банк" серии В общим объемом 40 млн грн со сроком погашения в июле 2015 года. Бумаги выпущены c офертой каждые три месяца, говорится в сообщении компании.

Облигации были размещены с доходностью 17% годовых. Покупателями выступили локальные инвестиционные фонды и коммерческие банки, а также компании реального сектора экономики. Привлеченные средства ПАО "Идея Банк" планирует направить на увеличение кредитного портфеля для физических и юридических лиц.

"Хотя за последний месяц ставки на ОВГЗ и денежный ресурс несколько выросли, облигации ПАО "Идея Банк" были позитивно восприняты инвесторами. Поэтому удалось успешно провести рыночное размещение среди широкого круга инвесторов", — комментирует Андрей Герус, директор по торговой и инвестиционной деятельности Concorde Capital.

"С начала года мы значительно увеличили кредитный портфель и клиентскую базу. Размещение облигаций для нас — важный элемент диверсификации ресурсной базы, который мы планируем использовать для укрепления наших позиций в автокредитовании и наличных кредитах. Более того, мы рассматриваем облигации не только как фондирование, но и как часть нашей стратегии укрепления отношений с инвесторами и реализации сделок на рынках капитала", — отметил Владимир Кузьо, член правления, директор департамента казначейства ПАО "Идея Банк".

Среди ближайших планов финучреждения — рассмотрение новых возможностей по привлечению капитала на публичных рынках. "Для этого будем выстраивать долгосрочные отношения с уже существующими и потенциальными инвесторами", — сообщил Владимир Кузьо.

"Идея Банк" (ранее "Плюс Банк") работает на рынке Украины с 1989 года. Банк входит в группу небольших финансовых учреждений. На 1 апреля 2013 года активы банка составляли 2,382 млрд грн, кредиты и задолженность клиентов — 1,710 млрд грн, обязательства — 2,066 млрд грн, средства клиентов — 1,778 млрд грн, собственный капитал — 316,31 млн грн, уставный капитал — 160 млн грн.

В первом квартале 2013 года банк получил прибыль в размере 1,676 млн грн. Основным акционером банка является Getin Holding S.A., акции которого котируются на Варшавской фондовой бирже.

Concorde Capital — инвестиционная компания Украины, основанная в 2004 году в Киеве. Компания предоставляет полный спектр инвестиционно-банковских, брокерских услуг, а также услуг по управлению активами. В 2011 году рейтинг "ТОП-100 лучших компаний Украины" присудил Concorde Capital второе место в номинации "Инвестиционные компании".

По материалам: "Дело"

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Страховая компания "Финекс" больше не является владельцем 14,8% акций финучреждения

"Страховая компания "Финекс" сократила свой пакет акций в ОАО "ФинексБанк" с 14,7868% до 0%. Компания вышла из состава акционеров 15 августа, говорится в официальном сообщении кредитно-финансового учреждения.
Согласно сообщению, размер пакета акций ООО "Славутич Лизинг" в банке увеличился на 9,54% до 20,3033% акций.
Напомним, страховая компания "Финекс" работает на рынке финансовых услуг с 2003 года.
ФинексБанк (ранее — КрымУниверсалБанк, Коралл-Банк) основан в 1992 году.

http://delo.ua/
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

ПриватБанк упростил тарифы на безналичные платежи с пластиковых карт

Как сообщили в банке, самые популярные платежи — переводы между картами «Универсальная», а также платежи на карты «Универсальная» с карт для выплат (зарплатные, пенсионные, социальные и др.) теперь проводятся бесплатно. Значительно снижена и стоимость переводов на карты других, в том числе зарубежных банков.

«Мы приняли решение радикально упростить наши тарифы. На это у нас ушло почти полгода, и вот, наконец, сегодня мы объявляем о запуске новых, более простых и логичных тарифов, — говорит председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет. — Тарифы почти везде стали выгоднее для клиентов».

При проведении безналичных платежей с использованием личных средств на картах «Универсальная», тарифы будут такими же, как и при получении наличных в банкоматах — 1%, а платежи на любые счета ПриватБанка по Украине будут стоить всего 0,5%. 

Новые тарифы на платежи с карт действуют для всех операций, которые проводятся владельцами карт банка через Интернет-банк Приват24, сеть терминалов самообслуживания и банкоматов ПриватБанка. Более подробно о выгодных условиях безналичных платежей можно узнать на специально созданной веб-странице.

 

Источник: ПриватБанк
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Фонд гарантирования вкладов физических лиц утвердил реестр требований кредиторов ликвидируемого «Эрде Банка»

В который включены требования 1480 клиентов банка на сумму 741,7 млн грн.

Об этом сообщается на официальном сайте фонда.

«По состоянию на 1 августа 2013 года в реестр включено 1480 заявленных требований кредиторов на общую сумму 741,7 млн грн, которая включает в себя кредиторские требования фонда на сумму почти 447 млн грн», — говорится в сообщении фонда.

По информации фонда, в настоящее время удовлетворяются требования третьей очереди кредиторов банка. Также ликвидатор фонда проводит работу с заемщиками по погашению их задолженности перед банком, в том числе взыскание задолженности в судебном порядке и за счет реализации залогового имущества.

Также сообщается, что в процессе ликвидации банка вкладчики получили 441,7 млн грн, или 99% суммы, подлежащей возмещению через фонд гарантирования.

Как сообщал УНИАН, Национальный банк Украины принял решение об отзыве лицензии и ликвидации «Эрде Банка» 9 января 2013 года. С 29 октября 2012 года по 29 января 2013 года в банке работала временная администрация Фонда гарантирования вкладов физических лиц. По информации фонда, всего за период временной администрации и ликвидации банка по состоянию на 1 июля текущего года вкладчики банка получили 440,904 млн грн, или 98,7% сумм, подлежащих возмещению за счет средств Фонда гарантирования.

Справка УНИАН. Фонд гарантирования вкладов физических лиц создан в феврале 1999 года и является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физлиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка. С октября 2012 года размер гарантированной суммы вкладов установлен на уровне 200 тыс. грн.

Фонд не возмещает средства владельцам сберегательных сертификатов на предъявителя, вкладов в банковских металлах и вкладов, превышающих размер гарантированного возмещения. Расчеты с такими вкладчиками, как и с другими кредиторами ликвидируемого банка, проводятся за счет средств, полученных в результате реализации имущества банка, в определенной законодательством очередности.

Согласно этой очередности, требования вкладчиков — физических лиц в части, превышающей выплаченное фондом возмещение, осуществляются в четвертую очередь. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются по мере поступления средств от реализации имущества и полного удовлетворения требований предыдущей очереди, при этом в случае нехватки средств для удовлетворения всех требований в очереди, они удовлетворяются пропорционально.

 

Источник: УНИАН
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

15 банков по итогам первого полугодия 2013 г. показали отрицательные результаты работы.

 Об этом свидетельствует статистика НБУ.

Главным аутсайдером первых шести месяцев текущего года стал Проминвестбанк. Чистый убыток финучреждения составил 2661,029 млн. грн. Почти в пять раз меньше потери Кредитпромбанка — 556,118 млн. грн. Омега Банкзафиксировал убыток в размере 348,6 млн. грн.

Правэкс-Банк по итогам первого полугодия показал чистый убыток в размере 122,464 млн. грн. Банк Форум потерял 114,155 млн. грн. Убыток Кредобанка составил 77,824 млн. грн. Пиреус Банк также сработал в мину — на 28,467 млн. грн.

БМ Банк зафиксировал убыток в 42,694 млн. грн. Банк Киев — 13,137 млн. грн. Замыкает топ-10 антирейтинга банковПрофин Банк, потери которого составили 4,860 млн. грн.

Также убыток показали Банк Новый (-2,479 млн. грн.), Финбанк (-4,358), Украинский Финансовый Свет (-0,601 млн. грн.), Европейский Банк Рацион.Финанс. (-1,576 млн. грн.), Укоопспилка (-2,463 млн. грн.), Банк Михайловский (-1,476 млн. грн.).

Топ-10 самых убыточных банков 


ubutok_bankov_470x280.jpg

Убыточность некоторых банков объясняется необходимостью формировать резервы под проблемные займы. Как сообщала Независимая ассоциация банков Украины, на балансе украинских финучреждений находится 168,2 млрд гривен проблемных и безнадежных кредитов, что равняется половине государственного бюджета страны за 2012 год.

Ранее сообщалось, что по итогам первого полугодия самым прибыльным банком Украины стал ПриватБанк.

 

Источник: Banki.ua

Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ