Новини фінансового сектору

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

В нескольких шагах от краха: что ждет украинскую банковскую систему

Банковская система вплотную подошла к системному кризису, за которым может последовать массовое банкротство банков. Вывод вкладов и ухудшение платежной дисциплины клиентов уже приводят к задержкам платежей в ряде системных финучреждений. Ширятся и круг "пациентов" Фонда гарантирования вкладов физических лиц, и число претендентов попасть в него в ближайшем будущем.

В таких условиях немедленное проведение стресс-тестирования и докапитализация становятся для банковской системы непременным условием выживания, так как крах одного системного финучреждения может спровоцировать цепную реакцию.

Эксперты не исключают, что банкротство еще одного крупного банка заставит НБУ ввести мораторий на отзыв вкладов и начать масштабный проект по рекапитализации коммерческих банков, поскольку других шансов на сохранение финансовой стабильности у регулятора почти нет.

16 млрд грн (из которых 5,6 млрд — на балансе Приватбанка) — объем кредитных обязательств в Крыму. Соответственно, на такую сумму сегодня должны доформировать резервы коммерческие банки, которые в ближайшее время вряд ли смогут потребовать возврата займов от своих клиентов на оккупированной территории. Очевидно, что потери банковского портфеля в Крыму означают фактический убыток банковской системы, на который уменьшится ее капитализация.

На момент сдачи этого материала в печать глава Нацбанка Степан Кубив пока не сделал заявления по "крымскому вопросу". Однако замалчивать данную проблему долго не удастся — изъятие вкладов из банковской системы требует постоянной подпитки ликвидностью, и одномоментное замораживание активов на полуострове только увеличит потребность банков в деньгах.

"Приватбанк как крупнейший инвестор Крыма готов продолжать работу на полуострове и сегодня требует от властей четкого определения правового статуса и правил работы банков, а также безоговорочного признания приоритета прав кредиторов, — такое заявление опубликовала пресс-служба банка. — Ситуация, когда все признают необходимость выполнения обязательств банками, но никто не хочет признавать право собственности банков на свою инфраструктуру и возвращать банковские кредиты, является недопустимой".

Видимо, такими заявлениями банкиры хотят добиться от властей рефинансирования их кредитного портфеля в Крыму, но вряд ли они смогут убедить в такой необходимости регулятора (если там способны реально оценить ситуацию). "По сути, в Крыму активно привлекались вклады населения, которые сейчас также активно не возвращаются. Так что в этом отношении у банков — баланс", — говорит один из участников рынка.

Деньги на рефинансирование крымских кредитов не будут выделены еще и потому, что крупнейшие банки и так слишком активно прибегают к помощи НБУ для финансирования своих обязательств. Только 19 марта Нацбанк предоставил своим подопечным почти 6,2 млрд грн ликвидности (с начала года — около 18 млрд). При этом отток вкладов с начала года уже составил почти 12% пассивной базы банковской системы (около 80 млрд грн).

Тем временем становится очевидным и то, что в сложившихся условиях политика компенсации банковских потерь за счет рефинансирования Нацбанка становится вредоносной и не может продолжаться бесконечно долго, так как не только раскручивает маховик девальвации (выдаваемые гривни любыми путями устремляются на валютный рынок), но и формирует очень опасную финансовую пирамиду на рынке.

Решением проблем отдельных финучреждений регулятору вряд ли удастся успокоить общую нервозность вкладчиков, которую весьма не ко времени нагнетают сообщения о появлении инициатив по налогообложению и так съедаемых девальвацией доходов от сбережений. Да и ресурсы НБУ по выдаче кредитов рефинансирования ограничены способностью банков предоставлять адекватные залоги (многие из них до сих пор не погасили стабкредиты, под которые уже заложен их портфель). А также здравым смыслом — при достижении уровня рефинансирования системы 20% суммы обязательств перед частными лицами регулятор должен вводить мораторий на отзыв депозитов.

При этом по сравнению с 2008 г. ситуация выглядит совсем по-другому. Например, в сегменте кредитования физлиц доля займов в иностранной валюте на конец 2013-го составляла 35% (8,3 млрд долл.), в то время как в сентябре 2008-го эта цифра находилась на уровне 62% (26,8 млрд долл.). Причем значительная часть этих кредитов (40–50%) и так, скорее всего, находится в дефолте. В сегменте кредитования юрлиц объем валютных кредитов уменьшился не так значительно — всего на 10% (с 33 до 30 млрд долл.), однако нужно учитывать, что в посткризисные годы валютные кредиты выдавались в основном захеджированным заемщикам (то есть экспортерам). "Таким образом, девальвация (особенно если ее уровень не превысит 20–30%) не так сильно повлияет на качество портфеля банков", — уверен начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб.

Усугубляют ситуацию экономические проблемы: девальвация гривни, возможное ограничение экспорта украинских товаров в РФ, а также снижение доходов и уровня потребления населением ведут к потенциальному ухудшению качества кредитного портфеля банков.

"Тяжелая экономическая ситуация на фоне политических потрясений и внешней агрессии значительно ухудшает возможности заемщиков обслуживать свои валютные обязательства", — говорит председатель правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук.

По его мнению, больнее всего нынешняя ситуация может ударить по импортоориентированным клиентам и ослабить их активность, что может привести к негативным последствиям. Это, в свою очередь, скажется на ухудшении качества кредитных портфелей банков (по официальным оценкам, доля проблемных активов по системе на 1 января 2014 г. составила 7,7%, по неофициальным — от 30 до 45%).

Более того, по прогнозам банкиров, ситуация может ухудшаться и далее. "Текущее развитие политической ситуации, экономическая динамика, показатели платежного баланса страны дают основания ожидать дальнейшей курсовой волатильности, ухудшения качества активов и показателей капитализации банковского сектора", — считает Елена Домуз, директор по управлению рисками банка "Надра".

Безусловно, изменение валютного курса повлияет на качество банковских активов в меньшей степени, чем в 2008 г., хотя девальвация гривни повлечет за собой некоторое снижение значений нормативов капитализации за счет переоценки валютных активов и залогов.

"В результате девальвации происходит переоценка залога по валютным кредитам, так как залог оценивается в национальной валюте. В результате банкам придется доформировать резервы. И третий канал влияния девальвации — это переоценка открытой валютной позиции банков. По нашим расчетам, на конец января 2014 г. короткая валютная позиция банковской системы составляла около 2 млрд долл. То есть, например, при 20-процентной девальвации банковская система несет убытки около 400 млн долл.", — считает Дмитрий Сологуб.

За февраль, по оценкам Елены Домуз, агрегированный показатель достаточности регулятивного капитала банковской системы уменьшился с 18,4 до 15,8% вследствие увеличения рисковых активов за счет более высокой гривневой стоимости кредитов в иностранной валюте, а также сокращения капитала, обусловленного увеличением резервов под обесценение кредитов, ростом неполученных начисленных процентов, которые вычитаются из регулятивного капитала, и убытками по открытым валютным позициям.

Кроме того, дополнительных средств, скорее всего, потребует доформирование резервов по кредитам в связи с ухудшением платежеспособности ряда заемщиков, вызванным как девальвацией национальной валюты, так и повышением рисков компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность (в связи со сложной политической ситуацией).

"Подобная ситуация на рынке, как правило, влечет за собой потребность в увеличении отчислений в резервы, а следовательно, приведет к уменьшению доходности банков, а в нынешней ситуации — и к убыточности банковской системы. Все это прямо пропорционально влияет на капитал банков, который нужно будет увеличить", — уверен Дмитрий Гриджук.

Однозначно определить потребность банковской системы в дополнительном капитале можно, лишь проведя стресс-тесты (как это периодически делают европейские банки по требованию ЕВА), чего уже требуют сами банки и международные финансовые учреждения. "Мы считаем, что украинские банки должны пройти специальный диагностический аудит, чтобы обеспечить надежную оценку потенциальных дополнительных потребностей в капитале", — заявил ZN.UA директор представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Чимяо Фан.

По оценкам председателя правления Укргазбанка Сергея Мамедова, основывающихся на результатах моделирования ситуации для банков первой-второй группы (крупнейших и крупных), при снижении курса национальной валюты до 11 грн за доллар банкам может потребоваться дополнительная капитализация минимум на 2,4 млрд грн (расчет учитывает только необходимость увеличения капитала для соблюдения минимального значения норматива Н3 (9%) и доформирования резерва по кредитам четвертой-пятой группы).

При снижении курса до 12 грн за доллар исключительно для минимизации влияния курсовых разниц может потребоваться докапитализация банков первой-второй группы в размере 2,5–2,6 млрд грн.

Суммы вроде бы не очень большие и не являются критическими для крупнейших и крупных финучреждений. Однако здесь необходимо учитывать, что в случае возможного ухудшения качества портфелей под влиянием снижения курса гривни потребность в капитале может существенно возрасти.

По расчетам экспертов одного из рейтинговых агентств, которые есть в распоряжении ZN.UA, наибольшая докапитализация может потребоваться Укрсоцбанку (646 млн грн), Приватбанку (468 млн), "Дельта Банку" (320 млн), "ВТБ Банку" (290 млн), Проминвестбанку (270 млн), "ВиЭйБи Банку" (122 млн), "Альфа-банку"

(119 млн грн).

"Сейчас ситуация в банковской системе, как и в целом, непростая. Поэтому я не могу однозначно сказать, насколько акционеры готовы инвестировать в банки. Если инвестиционный климат в стране поменяется, и западные структуры почувствуют потенциал роста банковского бизнеса в Украине, тогда, я уверен, дополнительные вливания могут быть. Что касается государственных банков, то собственного капитала у них достаточно, и срочной необходимости в докапитализации у них нет. Если такая необходимость возникнет, тогда нужно будет принимать изменения в госбюджет. В ситуации с российскими банками все будет зависеть от политики и перспектив развития бизнеса на территории Украины. Если конфликтная ситуация с Россией сгладится, то капитал российских банковских учреждений будет увеличиваться, ведь украинский рынок им интересен", — говорит Сергей Мамедов.

Если же у акционеров нет денег либо желания их инвестировать, тогда будет необходимо рассматривать вопросы рекапитализации или объединения, частичной продажи.

При этом эксперты финансового рынка сходятся во мнении, что государство в этот раз не может рекапитализировать банки в тех масштабах и по тем процедурам, как это было в 2008–2009 гг. "Сейчас задача номер один экономической стабилизации - перейти к реалистическим показателям государственных финансов, а это не предполагает "вытаскивания за уши" всех проблемных банков в Украине . Много плохих активов в проблемных банках тянутся с 2007 г. Почему мы должны снова возвращаться к тем временам? Если собственники банка не смогли за последние пять лет принять очевидные убытки, делать собственный "бед-банк", решать проблемы, то почему это сейчас за них должен осуществить украинский народ?" — задает риторический вопрос глава совета НАБУ Роман Шпек. "Потери банков с нерыночной моделью бизнеса неизбежны", — говорит он.

"Основными критериями для выбора стратегии должны быть минимизация конечной стоимости для государственного бюджета и частных вкладчиков", — поддерживает эту точку зрения Чимяо Фан.

Фактически у государства есть три механизма стабилизации финансовой системы после проведения стресс-тестирования и последующей докапитализации банков силами акционеров. Во-первых, это использование санационного банка, созданного на базе "Родовида", для принудительной передачи активов от проблемных банков. Во-вторых, рекапитализация проблемных финучреждений с одновременной национализацией. И, в-третьих, выведение проблемных банков с рынка путем передачи их в управление Фонду гарантирования вкладов.

"Политика рекапитализации проблемных банков, которую осуществляло государство в прошлые годы, оказалась в целом неэффективной, пожалуй, за исключением Укргазбанка. Поэтому если говорить о конкретных сценариях решения сегодняшних проблем в неплатежеспособных банках, то более эффективным методом будет их постепенная ликвидация путем продажи их активов, оцененных аудиторским компаниями, на открытых аукционах. При этом очень важно обеспечить справедливое судебное производство относительно недобросовестных заемщиков таких банков", — говорит председатель правления Фидобанка Александр Адарич.

При этом банкиры уверены, что огульно поддерживать банки (с помощью рефинансирования и рекапитализации), как было сделано в 2008 г., не имеет смысла. Если банк имеет системную ценность, и его ликвидация несет угрозу стабильности всей банковской системы, то можно рассмотреть вопрос о национализации. "Во всех прочих случаях, если не появился новый инвестор, банк должен быть ликвидирован, а компенсация вкладчиков должна осуществляться через Фонд гарантирования вкладов. И важно не повторить ошибки прошлого кризиса, когда механизм рекапитализации был очень непрозрачным и привел к громадным потерям для бюджета. Средства, затраченные на рекапитализацию, оказались гораздо больше тех средств, которые можно было бы просто направить на компенсацию вкладов в обанкротившихся банках", — уверен Дмитрий Сологуб.

При этом для сохранения стабильности системы есть и еще одно необходимое условие: реакция — предоставление помощи — должна быть молниеносной, как это было в Соединенных Штатах, когда за считанные сутки было принято решение о вхождении государства в крупные инвестиционные банки. Ну и, конечно, забота государства должна быть комплексной, всеохватывающей и со стороны правительства, и со стороны Национального банка. Но в этом случае государство должно предъявлять к таким банкам и дополнительные требования, а владельцы банков — реально отвечать за свои действия и их последствия для вкладчиков.

Мнение

Сергей Мамедов, председатель правления Укргазбанка

В прошлый раз рекапитализация показала себя как с положительной, так и с отрицательной стороны. Так, есть пример Укргазбанка, который стал генерировать прибыль (в 2012-м мы заработали 1,1 млрд грн, в 2013-м — еще 1 млрд). При этом есть банки, которые не проявили себя, — "Родовид" и "Банк Киев". Поэтому все зависит от того, как будет проходить рекапитализация, на каких условиях и кто будет этим заниматься.

Когда банк получает деньги в процессе рекапитализации, он должен иметь четкую стратегию, куда эти средства пойдут. Когда я пришел работать в Укргазбанк, у меня был утвержденный бюджет и стратегия развития на два года. Я утверждал его в Министерстве финансов и НБУ. Только после этого и с внесенными изменениями государство выделило нам второй транш. Деньги должны работать в четком направлении. Они должны отрабатываться.

Желаемого результата невозможно было достичь без жесткого контроля и четкой программы. Пройти рекапитализацию и отдавать этими деньгами долги физическим лицам — не самый лучший вариант. Лучше зарабатывать, успокоив рынок, привлекая клиентов и развивая банковское учреждение.

Что касается реализации акций Укргазбанка, считаю, что в 2014-м продавать его нецелесообразно, неэффективно и невыгодно. Ведь банк зарабатывает неплохую прибыль, но сейчас на банковские учреждения нет спроса. Банк придется продать по бросовой цене. Зачем? Когда ситуация изменится, и банковская система начнет работать хотя бы по примеру прошлого года, тогда вместе с улучшением инвестиционного климата появится спрос на банковские учреждения. И тогда будет возможность говорить о конкретной стоимости Укргазбанка.

Елена Домуз, директор по управлению рисками банка "Надра"

Финансовая эффективность предварительной национализации проблемных банков для государства достаточно спорна. Национализация трех проблемных учреждений в 2008–2009 гг. стоила государству 26 млрд грн, за четыре года государственного управления на стабильную прибыльную деятельность вышел лишь один из этих банков.

Намерения государства по дальнейшей продаже национализированных банков частным инвесторам до сих пор не реализованы, несмотря на настойчивые рекомендации МВФ. Учитывая предыдущий опыт, дальнейшие шаги по возможному переходу определенных банков в государственное подчинение должны быть более экономически обоснованными, исключать политическую составляющую, зато иметь четкую стратегию дальнейшего развития таких банков с конечным профитом для государства и налогоплательщиков.

Ликвидация банков с выплатой компенсаций через Фонд гарантирования вкладов достаточно эффективно работает в "мирное время", но в нынешней ситуации, учитывая ограниченность ресурсов фонда, этот путь также предполагает существенную поддержку государства, бюджетные расходы.

В то же время механизм создания банка плохих активов и его дальнейшего функционирования пока не отработан. Безусловно, эффективная модель инвентаризации, санации, реструктуризации, продажи проблемных активов и направление средств от их реализации на поддержку и развитие системы может существенно помочь правительству и Нацбанку на пути стабилизации и повышения кредитоспособности работающих банков. Но процесс разработки инструментария продолжается, и это вопрос не одного дня или недели.

 

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Межбанк закрылся повышением доллара

Торги на межбанковском валютном рынке 25 марта 2014 года закрылись повышением курса доллара США до 10,9000-11,0300 грн/долл. Евро вырос до 15,0280-15,1565 грн/евро.

Котировки на межбанковском валютном рынке Украины на 25 марта 2014 года:

Валютная пара

Курсы закрытия, 24.01.2014

Курсы открытия, 25.03.2014

Курсы закрытия, 25.03.2014

Гривна/доллар

10,6500-10,8000

10,7500-11,1000

10,9000-11,0300

Гривна/евро

14,6650-14,8780

14,8800-15,3670

15,0280-15,1565

Гривна/рубль

0,3045-0,3100

0,3002-0,3101

0,3042-0,3071


aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Украинские банки могут поднять депозитные ставки – эксперт

Украинские банки вынуждены будут немного поднять депозитные ставки, если Кабмин введет налогообложение доходов с депозитных вкладов, так как при текущих ставках 18% годовых порядка 3% уйдет на налог. Об этом сообщает управляющий партнер инвестиционной компании «Capital-Times» Эрик Найман в своем блоге на сайте компании. 

«В рамках получения кредита МВФ Кабмин Украины, скорее всего, введет налогообложение доходов с депозитных вкладов. Возможно установление минимальной планки или другое ограничение, чтобы под этот налог попали только состоятельные граждане с крупными депозитами. Госбюджет за счет увеличения таким образом подоходного налога может получить 3-5 млрд грн. в год с тенденцией к увеличению. Украинские банки вынуждены будут немного поднять депозитные ставки, так как при текущих ставках 18% годовых порядка 3% уйдет на налог», – отмечает эксперт. 

По его словам, бегства депозитов из-за налога не ожидается. 

«Хотя для наиболее продвинутых и состоятельных украинцев еще более интересной альтернативой станут еврооблигации Украины и украинских эмитентов, включая банки. По последним сейчас можно получить 20-25% и больше годовых в долларах. Да еще и без ограничений НБУ по снятию (15 тыс. грн. в день)», – пишет г-н Найман.
http://banker.ua/deposits/articles/2014/03/24/1180469110/
aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

В феврале объем проблемных кредитов составил 82,97 млрд гивень

Согласно данным Национального банка Украины, в феврале 2014 года доля проблемных кредитов в общем объеме предоставленных украинскими банками займов выросла до 8,4% (+0,6%).

Общий объем предоставленных в феврале кредитов составил 987,791 млрд грн. То есть, 82,97 млрд грн от этой суммы — это кредиты, возврат которых просрочен на 180 дней.

В декабре общий объем составлял 911,402 млрд грн, а в январе - 913,060 млрд грн (из них проблемных 71,21 млрд грн).

При этом, регулятивный капитал банков на 1 марта составил 189,263 млрд грн, убыток за январь-февраль — 2,642 млрд грн. Чистая прибыль банков за 2013 год составила 1,436 млрд гривень.

Напомним, в январе доля проблемных кредитов возросла с 7,7% до 7,8%. В целом, за 2013 год доля проблемных кредитов уменьшилась с 8,89% до 7,7%.

http://delo.ua/finance/v-fevrale-obem-problemnyh-kreditov-sostavil-8297-mlrd-given-231161/

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

ФГВФЛ заверил вкладчиков неплатежеспособных банков в обязательном возврате средств

Фонд гарантирования вкладов физических лиц призвал вкладчиков банков Украины не волноваться и предоставил разъяснения относительно выплат средств вкладчикам АО "Брокбизнесбанк", ПАО "РЕАЛ БАНК", ОАО "Форум Банк" и АО БАНК "МЕРКУРИЙ".

В связи с многочисленными обращениями вкладчиков неплатежеспособных банков АО «Брокбизнесбанк », ПАО «РЕАЛ БАНК », ПАО «Форум Банк » и АО БАНК «МЕРКУРИЙ » о начале выплат, Фонд гарантирования вкладов физических лиц  (далее — Фонд) сообщает следующее.

Вкладчикам упомянутых банков не стоит волноваться, ФОНД обязательно вернет средства по вкладам в банках, ведь за 15 лет существования Фонд всегда выполнял свои обязательства.", — говорится в сообщении.

В соответствии с «Положением о порядке возмещения Фондом гарантирования вкладов физических лиц средств по вкладам» В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА со дня принятия решения НБУ  об отнесении банка к категории неплатежеспособных и начала процедуры выведения банка с рынка уполномоченным лицом Фонда на временную администрацию проводится анализ базы данных о вкладчиках неплатежеспособного банка, сравнение информации на предмет полного соответствия данным из копий документов вкладчиков по делам по оформлению счетов.

Уполномоченные лица прилагают максимум усилий для того, чтобы обработать значительные объемы информации и сформировать списки вкладчиков для выплаты средств в кратчайшие сроки. Для получения средств вкладчикам необходимо будет обратиться к определенному банку-агенту с паспортом и документом органа государственной налоговой службы о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационный код).

Информация о времени, порядке и банке-агенте будет сообщено в ближайшее время на сайте Фонда в интернете — www.fg.gov.ua  и на сайтах банков.


aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Правительство больше не будет поддерживать проблемные банки

Национальный банк предлагает Кабинету министров рассмотреть вариант рекапитализации проблемных банков не за счет государства, как это делалось до сих пор, а за счет средств крупных вкладчиков. О таком возможном подходе к спасению неплатежеспособных финучреждений рассказал глава НБУ Степан Кубив во время встречи с журналистами в пятницу. Сначала активы и пассивы проблемного банка будут очищены, в частности депозиты физлиц и VIP-клиентов на сумму до 200 тыс. грн будут погашены за счет средств фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). После этого, как предлагает регулятор, вклады физлиц, превышающие 200 тыс. грн, и юрлиц могут быть использованы для дополнительного вливания капитала в эти же финучреждения. Взамен VIP-клиенты и юрлица смогут стать акционерами банка, а НБУ, со своей стороны, предоставит банку рефинансирование на оздоровление. «Если VIP-клиенты и юрлица докапитализируют [банк], то они будут иметь право нарастить активы, и банк сразу, в первый год, пойдет работать, — предлагает глава Нацбанка. — Нельзя банк докапитализировать только государственными средствами».

За последний месяц ФГВФЛ ввел временную администрацию в четыре финучреждения: Банк Форум, чей объем депозитов населения, по данным НБУ, составил на начало года 4,9 млрд грн, «Меркурий» — с 969,9 млн грн, Брокбизнесбанк — с 5,5 млрд грн и Реал Банк — с 776,7 млн грн депозитов физлиц. Таким образом, только эти четыре банка в сумме должны вернуть населению по вкладам порядка 12,2 млрд грн. По данным ФГВФЛ, фонду придется выплатить их вкладчикам 7,3 млрд грн. В то же время в распоряжении самого фонда на начало марта было всего 8,2 млрд грн. В случае же, если у ФГВФЛ не хватит собственных средств на выплаты, он может, согласно украинскому законодательству, либо привлечь кредит у Кабмина или НБУ, либо претендовать на безвозвратную финансовую помощь из госбюджета.

Практики рекапитализации финучреждений за счет средств крупных вкладчиков в Украине еще не было. Поступив подобным образом, правительство использует стратегию спасения проблемных финучреждений, примененную, к примеру, год назад на Кипре. В июле прошлого года 47,5 % незастрахованных депозитов Bank of Cyprus, размер которых превышал € 100 тыс. на одного вкладчика, были в обязательном порядке конвертированы в акции. В обмен владельцы этих депозитов получили под свой контроль около 81 % от общего размера выпущенного уставного капитала банка.

Такую альтернативу национализации для спасения проблемных банков поддерживает и Международный валютный фонд (МВФ), с которым Украина в данный момент ведет переговоры о привлечении финансовой помощи. Ранее организация неоднократно настаивала на том, чтобы государство вышло из национализированных в 2008‑2009 гг. банков. Еще в 2011 г. во время аналогичных переговоров она рекомендовала Украине ликвидировать два из трех рекапитализированных финучреждений — Родовид Банк и банк «Киев» — и сохранить лицензию только для Укргазбанка, находившегося в наименее болезненном состоянии. Главным аргументом МВФ в пользу такого решения были большие затраты госбюджета на финансовое спасение всех трех банков, на изначальную рекапитализацию которых во время финансового кризиса было потрачено в сумме 9,47 млрд грн. По тогдашним оценкам организации, новые расходы могли превысить 30 млрд грн, что на тот момент было почти в 1,5 раза больше обязательств проблемных банков перед вкладчиками.

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

ВСУ высказался об исковой давности в кредитных спорах


Обнародовано постановление ВСУ от 19 марта 2014 года по делу № 6-20цс14 о взыскании задолженности по кредитному договору. ВСУ указал, что согласно условиям кредитного договора заемщик обязан осуществлять возврат кредита частями (ежемесячными платежами) в размере и в сроки, определенные договором, и ежемесячно платить проценты за пользование кредитом, а также уплатить пеню за нарушение сроков возврата кредита и процентов за пользование им.

Поскольку условиями договора предусмотрены отдельные самостоятельные обязательства, которые детализируют обязанность должника вернуть весь долг частями и устанавливают самостоятельную ответственность за невыполнение этой обязанности, то право кредитора считается нарушенным момента несоблюдения должником срока погашения каждого очередного платежа, а следовательно, и начало течения исковой давности по каждому очередному платежу начинается с момента нарушения срока его погашения.

Таким образом, начало течения исковой давности для взыскания платежей по кредиту и процентам необходимо исчислять с момента (месяца, дня) невыполнения заемщиком каждого из этих обязательств.

ВСУ сделал вывод о том, что в случае ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору исковая давность по требованиям кредитора о возврате кредитных средств и процентов за пользование кредитом, возвращение которых в соответствии с условиями договора определено периодическими ежемесячными платежами, должна исчисляться с момента наступления срока погашения каждого очередного платежа.

Напомним, аналогичная правовая позиция была высказана  ВСУ в деле № 6-116цс13 .


aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Терра банк планирует нарастить активы до 7,6 млрд грн до конца 2014 года

Новый акционер Терра банка Сергей Клименко заявил, что намерен до конца 2014 года нарастить активы банка до 7,6 млрд грн. Таким образом, по его словам, банк войдет в топ-30 украинских банков по размеру активов.

Отметим, что по данным Нацбанка, по состоянию на 1 января 2014 года размер активов Терра банка составлял 4,85 млрд грн, банк занимает 41 место по этому показателю среди всех украинских банков.

"Прирост активов предполагается осуществить за счет ипотечных программ, сотрудничества с Государственным ипотечным учреждением, кредитования аграрного, строительного бизнеса, производственных компаний", — пояснил Клименко.

Кроме того, до конца 2014 года планируется увеличение количества отделений с 54 до 100.

Сергей Клименко закрыл сделку по покупке 100% ЧАО "Украинская стратегическая группа" (единоличный владелец 100% акций Терра банка) у их предыдущего владельца Руслана Цыплакова (учредитель холдинга "Металл-Юнион") в декабре 2013 года.

Сергей Клименко также является бенефициаром кредитного союза "Володар", компаний, которые выступают застройщиком ЖК "Квартал Авиа", а также двух коттеджных городков в г.Вишневом, факторинговой компании ООО "ВВС-ФАКТОРИНГ" и финансовой компании "Толока". Кроме того, в структуре условного холдинга Клименко работает риелторская компания, компания по торговле ценными бумагами — всего около 50 предприятий, ориентированных на разные виды бизнеса.

http://delo.ua/finance/terra-bank-planiruet-narastit-aktivy-do-76-mlrd-grn-do-konca-230964/

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

В Нацбанке готовят очередные кадровые перестановки


В пятницу, 21 марта 2014 года, в Национальном банке состоятся важные кадровые перестановки. Об этом сообщил источник, знакомый с ситуацией.

По данным источника, место замглавы НБУ  Александра Ткаченко займет экс-зампред НБУ Владимир Кротюк, который уволился в феврале 2012 года. Он будет курировать валютную, денежно-кредитную политику НБУ и макроэкономические исследования.

"Место директора Генерального департамента информационных технологий и платежных систем Национального банка Натальи Синявской займет Виктор Кравец, который занимал эту должность приВладимире Стельмахе ", - сообщил источник.

Ткаченко и Синявскую в банковских кругах считают людьми "Семьи". В частности, Ткаченко курировал надзор, и при нем произошли более чем подозрительные банкротства таких банков, как "Таврика ", "Даниэль " и Эрдэ Банк . Синявская курировала закупки НБУ в сфере информационных технологий.

В то же время, неизвестна дальнейшая судьба экс-главы правления НБУ Игоря Соркина. По данным издания, он продолжает работать в штате Нацбанка, и активно отдает распоряжения внутри регулятора. По некоторым сведениям, он иногда ведет заседания правления НБУ вместо нового главы НБУ Степана Кубива.

Игорь Соркин является представителем "Семьи" в финансовом секторе экономики. Он считается "правой рукой" бывшего первого вице-премьера Сергея Арбузова .

С именами Арбузова и Соркина связывают девальвацию конца 2013-начала 2014 года, расхищение резервов НБУ, выстраивание схем по раздаче рефинансирования, допущение банкротства банков, потенциально коррупционные закупки, перевозка автомобилями НБУ "черного кэша "Семьи" и многое другое.

aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Остатки на корсчетах банков выросли более чем на 4 млрд гривен


21 марта 2014 года остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков Украины выросли, по сравнению с предыдущим днем, на 4,123 млрд – до 28,917 млрд гривен. Об этом сообщает пресс-служба Национального банка.

Напомним, в четверг, 20 марта, остатки на корсчетах банков снизились на 1,259 млрд гривен.

Остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков (оперативные данные на начало дня):

Дата

Остатки средств, млрд гривен

21.03.2014

28,917

20.03.2014

24,794

19.03.2014

26,053

18.03.2014

27,762

17.03.2014

28,236

14.03.2014

30,226

По данным НБУ 


aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Альфа-Банк закроет сделку по покупке Банка Кипра


Альфа-Банк в январе 2014 года подписал соглашение о покупке финансовой группы Банка Кипра за 225 млн евро. В структуру сделки входят также 100% акций факторинговой компании "Икос Финанс".

Альфа-Банк уже внес аванс в размере 35 млн евро и проводит дью-дилидженс портфеля Банка Кипра. Однако у киприотов возникли опасения в том, что сделка будет закрыта из-за сложной экономической ситуации в Украине.

В частности, уже расторгнуты или находятся на грани расторжения договоренности между владельцем Дельта Банка Николаем Лагуном и акционерами Марфин Банка, а также сделка по приобретению Group DF Дмитрия Фирташа Правекс-Банка, принадлежащего итальянской группе Intesa SanPaolo.

Однако в Альфе убеждают, что собираются выполнить свои обязательства по приобретению Банка Кипра. Президент Альфа-банка Александр Луканов отказался комментировать сделку, ссылаясь на условия конфиденциальности, однако отметил, что "Альфа не отказалась от своих намерений инвестировать в Украину, наоборот, появились новые привлекательные предложения".


aub-bank-news-null Новини фінансового сектору | Асоціація українських банків

Доллар подорожал до 11 грн, курс евро превысил 15 грн на закрытии межбанка


Торги на межбанковском валютном рынке 21 марта 2014 года закрылись ростом курса доллара США до 10,8000-11,0000 грн/долл. Евро подорожал до 14,8850-15,1665 грн/евро.

Котировки на межбанковском валютном рынке Украины на 20 марта 2014 года:

Валютная пара

Курсы закрытия, 19.01.2014

Курсы открытия, 20.03.2014

Курсы закрытия, 20.03.2014

Гривна/доллар

10,3500-10,4000

10,3000-10,6000

10,8000-11,0000

Гривна/евро

14,2375-14,3125

14,1850-14,6005

14,8850-15,1665

Гривна/рубль

0,2860-0,2875

0,2825-0,2908

0,2905-0,2946

Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ