Financial sector news

Про діяльність третейського суду

 О работе Постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации украинских  банков ( по состоянию на 18.05.2009)

1.Общая информация
        Третейский суд при АУБ создан по решению Совета АУБ  и зарегистрирован в Киевском городском управлении юстиции 21.06.2005 года ( рег № 007-2005).  Третейский суд расположен по адресу АУБ – г.Киев, ул Марины Расковой 15 ( рядом с м. Левобережная). Канцелярия третейского суда и Зал судебных заседаний находятся на  8 этаже, оф. 810 тел.5168718.
        Третейский суд действует на основании Закона Украины «О третейских судах», Положения о третейском суде при АУБ , Регламента третейского суда, Положения о затратах , связанных с рассмотрения споров третейским судом при АУБ. С Положениями , Регламентом третейского суда , а также другой информацией о деятельности третейского суда можно ознакомиться на сайте АУБ (www.aub.com.ua/ua/trsudaub.html).
         Третейский суд согласно закону не является юридическим лицом и действует в составе Ассоциации украинских банков.  
         Судьи третейского суда при АУБ отвечают требованиям ст 18 Закона «О третейских судах» , состав судей третейского суда формировался по предложениям банков. Список судей является открытым и может быть пополнен. В настоящее время из 56 судей третейского суда 5 судей имеют более чем 10 летний опыт работы в государственных судах, 10 судей – адвокаты, остальные судьи  - юристы банков и др. юридических лиц. Со списком судей можно ознакомиться на сайте АУБ.
         Третейский суд АУБ активно сотрудничает с Третейской палатой Украины .
         Первый иск рассмотрен  третейским судом  в апреле 2007 года. Всего в 2007 году в третейский суд поступило и было рассмотрено 1050 исков.
         В 2008 году в третейский суд поступило 3014 исков от 9 банков.
         В 2009 году на треть возросло количество банков, от которых поступили исковые заявления
         Большинство исков поступили от банков с требованиями о взыскании задолжености по кредитным договорам , обращению взыскания на предмет залога (ипотеки)  с ценой иска от 1000 до 10 млн грн. Несколько исков поступило от клиентов банков с различными требованиями к банкам.

2. Третейская оговорка, третейский сбор
 Рассмотрение спора в третейском суде АУБ возможно при наличии в договорах третейской оговорки. Рекомендуемые варианты третейской оговорки см. www.aub.com.ua/ua/trsudaub.html.
Третейский сбор определяется ценой иска. При цене иска более 30 тыс грн третейский сбор практически равен гос пошлине за рассмотрение иска в хозяйственных  судах ( 1% от цены иска +  400 грн., но не более 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан). Все ставки сбора см. www.aub.com.ua/ua/trsudaub.html.   Третейский сбор уплачивается истцами на текущий счет АУБ.
           В настоящее время по сведениям АУБ третейскую оговорку с третейским судом АУБ включили в различные договора 20 банков и несколько юридических  лиц не банков. 5 банков регулярно подают иски в третейский суд при АУБ.

3. Организация работы суда, делопроизводство.
         Регистрация поступивших исков, формирование судебных дел, хранение дел осуществляется штатными работниками АУБ в канцелярии третейского суда по правилам аналогичным в хозяйственных судах. Судьи и руководство третейского суда не являются штатными работниками АУБ. Сведения о поступивших исках , назначении судей для рассмотрения исков, даты судебных заседаний, результаты рассмотрения исков отображаются в электронном реестре, который ведет канцелярия третейского суда. Определения и решения суда доводятся до сведения сторон в порядке аналогичном в государственных хозяйственных судах  Принятые третейским судом решения прошиваются, подписываются судьями и президентом АУБ, что предусмотрено Законом «О третейских судах». Отдельные актуальные решения размещаются на сайте АУБ,   публикуются в юридических изданиях и  в правовой базе «Лига»

4. Сроки рассмотрения дел.
         Сроки рассмотрения исков зависят от затрат времени необходимого для выполнения  процессуальных требований Регламента и активности сторон спора.
         Для рассмотрения иска сторонам или руководству суда необходимо выбрать судью ( судей) , что может занять время от одного до 12 дней в зависимости от содержания третейской оговорки. Так, если стороны третейской оговорки предусмотрели рассмотрение спора одним судьей , то выбор судьи занимает время от одного до 3-х дней. Если стороны предусмотрели рассмотрение спора тремя судьями, то для выбора трех судей необходимо 14 дней, т.к в этом случае каждая из сторон выбирает своего судью, а выбранные сторонами судьи выбирают третьего судью. 
         С целью экономии затрат времени на выбор судьи стороны могут указать непосредственно в третейской оговорке конкретного судью или трех судей.
         Согласно Регламента выбранный судья ( или председательствующий коллегии судей) принимает определение  о назначении дела к слушанью не ранее чем через 10 дней после отправки сторонам определения о назначении дела к слушанью.
          Из практики работы третейского суда при АУБ следует, что по простым делам ( о взыскании долга по потребительскими кредитам на незначительную сумму )  суд принимает решение в одном (первом) заседании суда. При большой сумме иска и активной позиции ответчика суду для принятия решения обычно требуется несколько заседаний, что может занять  несколько  недель.
          Регламент не устанавливает максимальный срок, за который решение должно быть обязательно принято, но в результате соблюдения требований Регламента и в зависимости от сложности спора на  практике рассмотрение  иска  и принятие решения третейским судом может занять время от 2-ух недель до 1,5 месяца , считая от даты регистрации иска третейским судом.
        
5. Принудительное исполнение решений третейского  суда происходит на основании исполнительного документа выдаваемого государственным судом (общим или хозяйственным в зависимости от состава сторон спора) по месту нахождения суда: Днепровским районным судом г.Киева или Хозяйственным судом г.Киева. Для получение исполнительного документа взыскатель должен обратиться с заявлением в соответствующий государственный суд, которое рассматривается в судебном заседании  с участием сторон. На практике получение исполнительного документа в государственном суде может занять время от 2 до 5 недель . Исполнение решений третейского суда исполнительной службой по исполнительным документам выданным третейским судом не имеет отличий от исполнения решений государственных судов

6. Преимущества рассмотрения споров в третейском суде.
         6.1 Быстрое рассмотрение споров . Как известно в гос судах решение местного суда не является окончательным и может быть обжаловано по существу в двух-трех инстанциях, что  затягивает на многие месяцы получение окончательного решения по спору Как сказано выше решение третейского суда при АУБ на практике принимается в срок от 2-ух недель до 1,5 месяцев и  не подлежит обжалованию по существу . Исключительный перечень процессуальных  оснований для отмены решения третейского суда , приведен в ст.  51 Закона Украины «О третейских судах» . Из 4064  решений третейского суда АУБ было обжаловано 4 решения (0,1%). Все жалобы были оставлены общим судом без удовлетворения
        6.2  Возможность предъявления иска  в Третейский суд при АУБ независимо от места нахождения ответчика, что  позволяет истцам с развитой филиальной сетью организовать рассмотрение исков в одном третейском суде при АУБ и получать исполнительные документы в одном из государственных судов г.Киева ( Днепровском районом суде г.Киева или хозяйственном суде г.Киева в зависимости от состава сторон спора).

        6.3. Возможность выбора сторонами судьи. Третейской оговоркой может быть сразу предусмотрено рассмотрение споров конкретным судьей или коллегией судей из списка судей . При необходимости стороны могут инициировать пополнение Списка третейских  судей новыми судьями, заслуживающими доверия сторон.
 
        6.4 Правовая предсказуемость решений третейского суда . Споры рассматриваются  судьями третейского суда, специализирующимися на рассмотрении споров  о возврате долга. Ежеквартально результаты рассмотрения споров обобщаются и доводятся до сведения заинтересованных лиц на открытых совещаниях по практике работы третейского суда.
        6.5 Возможность регистрации определений третейского суда об обеспечении иска  в Реестре обтяжень  движимого имущества.    
        6.6  Преимущества третейского суда АУБ по сравнению с аналогичными третейскими судами
          - доступная ,  полная и постоянно обновляемая  на сайте АУБ информация о работе третейского суда АУБ ,
          - регулярное проведение судом совещаний юристов банков и других заинтересованных лиц  по практике работы третейского суда,
          - возможность сторон  контролировать деятельность третейского суда при АУБ через органы управления АУБ ,
         - специализация судей на рассмотрение споров с участием банков . Независимость судей , которые не являются штатными работниками суда,
         - возможность сторон инициировать изменения в Положение, Регламент и состав судей  третейского суда,
          - наличие опыта рассмотрения большого количества исков  с разными требованиями,
          - не высокий третейский сбор.

7. Актуальность рассмотрения споров в третейском суде АУБ.

         7.1. В настоящее время возникли  проблемы с совершением исполнительной надписи нотариуса об обращении взыскания на предмет залога (движимое имущество) : часть нотариусов отказывается совершать  исполнительную  надпись на договорах залога движимого им-ва, ссылаясь на ст. 26 Закона Украины «О защите прав кредиторов и регистрации обременений» и постановление ВХСУ от 14.03.2008 по делу 22/228/07. Некоторые залогодатели обжалуют совершение исполнительной надписи на договорах залога движимого имущества, что затягивает возврат долга.
         В этой ситуации использование третейской оговорки  может заменить совершение исполнительной надписи нотариуса, т.к. решение третейского суда об обращении взыскания на предмет залога имеет те же последствия, что и исполнительная надпись нотариуса. Получение решение третейского суда об обращении взыскания на предмет залога не занимает много времени и это решение не обжалуется по существу. У третейского суда уже имеется практика рассмотрения исков об обращении взыскания на предмет залога и исков залогодателей о признании недействительной исполнительной надписи нотариуса на договорах залога движимого имущества ( см решение третейского суда № 55-07 на сайте АУБ).
           7.2 До настоящего времени в государственных судах не существует единой практики по некоторым искам актуальным для кредиторов.
            Так гос суды часто не удовлетворяют иски  кредиторов  о взыскании долга по кредитному договору  с заемщика или поручителя при наличии открытого кредитором исполнительного производства по обращению взыскания на предмет залога (ипотеки). 
            По-прежнему в гос судах нет единой практики по искам должников о признании недействительным кредитного договора или договора обеспечения. Дополнительные аргументы  для предъявления подобных исков со стороны заемщиков предоставляет постановление НБУ № 168 от 10.05.2007, устанавливающее завышенные требования к договорам потребительского кредитования.

8. Возможность рассмотрения споров в государственном суде и при наличии третейской оговорки.
            В случае изменения законодательства в сторону исключения преимуществ рассмотрения споров в третейском суде истец  может подать иск и в общий суд и общий суд обязан  рассмотреть такой иск и при наличии  третейской оговорки, если ответчик не настаивает на рассмотрении спора в третейском суде ( см. ч.1 п.6 ст.207 ГПК ). Хозяйственные суды на практике также придерживаются этого правила основанного на Конституции Украины. Некоторые кредиторы на практике пользуются этой возможностью и подают иски в государственный или третейский суд в зависимости от различных обстоятельств.
           
Краткое резюме. Включение третейской оговорки о рассмотрении споров третейским судом АУБ создает для сторон договора дополнительные возможности, изложенные выше, и не создает  рисков в случае изменения законодательства о третейских судах, т.к. и при наличии третейской оговорке спор может быть рассмотрен в государственном суде. 

            Дополнительную информацию о работе третейского суда АУБ вы можете получить по следующим контактам :
2880712 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. – Жуков Анатолий Николаевич, председатель третейского суда АУБ ,

5167684, 5168718. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. - Матвиюк  Оляна Кузьминична, главный юрисконсульт АУБ, зав канцелярией третейского суда 
                                                                                                

 

 

 


 

Subscribe to our newsletter

aub logo white 70

 

The mission of the Association of Ukrainian Banks is to support the development of the national banking system. The AUB cooperates with the Verkhovna Rada of Ukraine on improving the legislation governing banking activities, and interacts with the National Bank of Ukraine on regulatory support for the functioning of banks and non-bank financial institutions. The CBA takes care of the professional development of bank employees, expands international relations with associations and banking institutions of other countries.

 

Subscribe to our newsletter