1. Информационно-консалтинговая компания «КомИнформ» подвела итоги информационной активности за первый квартал 2008 года крупнейших украинских банков в СМИ. Объектами исследования стали – OTP Bank, Альфа-Банк, Брокбизнесбанк, Кредитпромбанк, Надра Банк, Ощадбанк, ПриватБанк, ПУМБ, Райффайзен Банк Аваль, Родовид Банк, Сведбанк, Укргазбанк, Укрпромбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, Укрсоцбанк, Укрэксимбанк, Банк Финансы и Кредит, Банк Форум. В ходе исследования были проанализированы всеукраинские печатные, региональные печатные, специализированные печатные СМИ, информационные агентства, Интернет-СМИ. За данный период исследования наблюдался постоянный рост количества упоминаний данных банков: в первом квартале 2008 года - 24068 упоминаний, во втором - 29127 упоминаний. В целом, количество публикаций с упоминанием исследуемых банков увеличилось на 5059 публикаций, либо на 21%. Информационный тренд полугодия не менялся: в течение шести месяцев наиболее освещенными в СМИ услугами были - ипотека, инвестиционно-банковский бизнес, депозиты.
2. Лидеры медиаактивности в первом полугодии 2008 года. Лидерами по упоминаемости в СМИ во втором квартале 2008 года стали Укрсоцбанк (12,81% от общего количества упоминаний банков в указанный период), ПриватБанк (9,72%), Райффайзен Банк Аваль (9,31%), УкрСиббанк BNP Paribas Group (8,58%), Надра Банк (7,55%), Ощадбанк (6,15%), Банк Финансы и Кредит (5,85%), Укргазбанк (5,26%), Родовид Банк (5,20%), Укрпромбанк (5,12%). В первом же квартале лидерами по упоминаемости были Ощадбанк (15,09%), Укрсоцбанк (12,03%), ПриватБанк (8,66%), УкрСиббанк BNP Paribas Group (8,37%), Райффайзен Банк Аваль (8,20%), Банк Форум (5,88%), Укргазбанк (5,49%), Надра Банк (5,37%), Укрпромбанк (4,45%), Банк Финансы и Кредит (4,44%). Лидерами по росту доли упоминаний банка от общего количества упоминаний банков стали Надра Банк (+2,18%), Родовид Банк (+1,47%), Банк Финансы и Кредит (+1,41%), Райффайзен Банк Аваль (+1,11%), ПриватБанк (+1,05%).
В целом информационная картина второго квартала 2008 года выглядела следующим образом: Укрсоцбанк (12,81% от общего количества упоминаний банков в указанный период; +0,78% по сравнению с первым кварталом 2008 года), ПриватБанк (9,72%; +1,06%), Райффайзен Банк Аваль (9,31%; +1,11%), УкрСиббанк BNP Paribas Group (8,58; +0,21%), Надра Банк (7,55%; +2,18%), Укргазбанк (5,26%; -0,23%), Банк Форум (4,56%; -1,32%), Ощадбанк (6,16%; -8,9%), Банк Финансы и Кредит (5,85%; +1,41%), Укрпромбанк (5,12%, +0,68%), Родовид Банк (5,20%, +1,47%), OTP Bank (4,65%; +0,41), ПУМБ (2,37%; +0,29%), Кредитпромбанк (1,99%; -0,47%), Сведбанк (2,60%; +0,23%), Альфа-Банк (2,29%; +0,04%), Укрэксимбанк (3,03%, +0,60%), Брокбизнесбанк (2,94%,+0,50%).
Лидерами по росту доли упоминаний банка от общего количества упоминаний банков стали Надра Банк (+2,18%), Родовид Банк (+1,47%), Банк Финансы и Кредит (+1,41%), Райффайзен Банк Аваль (+1,11%), ПриватБанк (+1,05%).
3. Информационный тренд первого полугодия 2008 года. Наиболее продвигаемой банковской услугой во втором квартале в указанных СМИ стала ипотека (7019 публикаций), на втором месте – инвестиционно-банковский бизнес (2759 публикаций), на третьем месте – депозиты (2167 публикаций), далее следуют в порядке убывания – автокредитование, платежные системы, развитие бизнеса в регионах, корпоративный бизнес, кредитование среднего и малого бизнеса, предоставление сервиса денежных переводов. Информационный тренд первого квартала выглядел следующим образом: наиболее продвигаемой банковской услугой в указанных СМИ стала ипотека (4237 публикаций), инвестиционно-банковский бизнес (2667 публикаций), депозиты (1602 публикации), далее следуют в порядке убывания – платежные системы, автокредитование, развитие бизнеса в регионах, кредитование среднего и малого бизнеса, корпоративный бизнес, предоставление сервиса денежных переводов. Рост количества упоминаний по рубрике «Ипотека» во втором квартале связан с резонансом публикаций о прекращении украинскими банками выдачи займов в гривне, с информацией о том, что украинские банки повысили ставки по уже выданным кредитам. Увеличение же упоминаний услуги «Депозиты» связано с активизацией украинскими банками продвижения данной услуги, что обуславливается нехваткой ресурсов; повышением конкуренции на розничном рынке.
4.Субъектность и объектность исследуемых банков. Во втором квартале 2008 года больше всего субъектных упоминаний было обнаружено у Брокбизнесбанка (48,36% от общего массива публикаций по данному банку; -0,02% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Надра Банка (40,25%; +10,71%), Родовид Банка (31,02%;+13,54%), ПУМБ (25,90%; +1,10%), ПриватБанка (24,06%; +1,23%). Лидерами по росту доли субъектных упоминаний от общего количества упоминаний банка стали Родовид Банк (+13,54%), Надра Банк (+10,70%), Райффайзен Банк Аваль (+2,70%), Укргазбанк (+2,64%), Сведбанк (+1,82%).
5. Работа банков с региональными СМИ. Во втором квартале акцент на работе с региональными СМИ в своей информационной политике делали Ощадбанк (28,35% от общего количества упоминаний банка в указанный период; -22,09% по сравнению с первым кварталом 2008 года), ПриватБанк, (24,91%; +1,79%), ПУМБ (19,54%; -3,46% по сравнению с предыдущим периодом исследования).
6. Представленность банков в различных типах СМИ: Интернет-СМИ. По оценкам аналитиков компании, наиболее массивным каналом информирования банками своих целевых групп являются многочисленные Интернет-СМИ (прежде всего – специализированные СМИ). Акцент на работе с Интернет-СМИ во втором квартале сделали Брокбизнесбанк (84,23% публикаций от общего массива публикаций по банку обнаружены в Интернет-СМИ; +5,52% по сравнению с первым кварталом), Укрпромбанк (82,44%,+0,01%), Родовид Банк (81,85; +3,23%).
7. Представленность банков в различных типах СМИ: печатные СМИ. Лидерами по относительному показателю присутствия банков во втором квартале в печатных СМИ стали Ощадбанк (26,90% от общего количества публикаций по данному банку; -35,24% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Альфа-Банк (24,14%; -7,41%), Кредитпромбанк (22,72; -3,88%). В группе печатных СМИ наиболее востребованы – в качестве информационного канала – респектабельные деловые СМИ. Активней других с печатными деловыми изданиями во втором квартале работали ПУМБ (80,82% от общего количества публикаций по банку размещены в этой подгруппе СМИ; +9,39% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Банк Форум (74,56%; +3,93%) и Родовид Банк (73,38%; +4,68%). Влиятельные общественно-политические СМИ - на втором месте по востребованности среди печатных информационных каналов. Активней других с общественно-политическими изданиями во втором квартале работали Ощадбанк (26,34% от общего количества публикаций по банку размещены в этой подгруппе СМИ,-19,44% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Укргазбанк (18,13%, -3,41%) и Брокбизнесбанк (17,39%; -4,04%). С многотиражными печатными таблоидами активней других банков во втором квартале работали Укргазбанк (18,13% от общего количества публикаций банка в печатных СМИ; +7,87% по сравнению с первым кварталом 2008 года) и Надра Банк (17,70%; +3,56%), Укрпромбанк (17,19%, +10,04%).
8. Представленность банков в различных типах СМИ: информационные агентства. Лидерами по относительному показателю присутствия банков во втором квартале 2008 года в информационных агентствах стали Альфа-Банк (8,10% от общего количества публикаций по данному банку; -1,68% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Укрэксимбанк (7,92%; -3,88%), Кредитпромбанк (6,88%; -1,03%).
9. Представленность банков в различных типах публикаций. Самым многочисленным по жанру присутствия банков в СМИ стало новостное присутствие. Лидерами в новостийном жанре во втором квартале 2008 года были ПУМБ (39,36% от общего количества обнаруженных публикаций по данному банку классифицированы как новостные, +15,36% по сравнению с первым кварталом 2008 года), Брокбизнесбанк (34,93%; -20,44%), Банк Надра (29,20%; +5,53%). Далее следует присутствие банков в обзорных публикациях, и тут лидерами (относительный показатель) являются Сведбанк (28,36% от общего количества обнаруженных публикаций по данному банку классифицированы как обзоры; -0,48% по сравнению с первым кварталом), Альфа-Банк (28,34%; +10,81%), и Кредитпромбанк (25,82%; +0,06%). Самыми активными, с точки зрения, медиаактивности топ-менеджмента банка во втором квартале 2008 года стали Альфа-Банк (6,90% от общего количества упоминаний сотрудников банка классифицированы как интервью и комментарии; +6,90% по сравнению с первым кварталом 2008 года); Сведбанк (6,46%; +5,94%), Ощадбанк (4,97%; -0,46%).
10. Продвижение банками банковских продуктов через СМИ. В первом квартале 2008 года наиболее активнее всего ипотечные продукты продвигали Укрсоцбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, ПриватБанк, во втором квартале данные услуги продвигали такие банки как Укрсоцбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group и Райффайзен Банк Аваль. Популяризацией своей деятельности в сфере осуществления денежных переводов активней других в первом квартале занимались ПриватБанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, Райффайзен Банк Аваль, во втором квартале 2008 года больше упоминаний по данной рубрике было у Банка Финансы и Кредит, Укрсоцбанка, Райффайзен Банка Аваль. Активной популяризацией своих депозитных программ в первом квартале 2008 года занимались Надра Банк, Укрпромбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, во втором - Укрпромбанк, Надра Банк, Укргазбанк. Лидерами продвижения через СМИ основных результатов инвестиционно-банковского бизнеса как в первом квартале 2008 года, так и во втором стали Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, Банк Форум. Также все исследуемые банки занимались информированием целевых групп о работе с крупными клиентами, тем не менее, более активно о взаимодействии с корпоративными клиентами сообщали через СМИ в первом квартале Укрсоцбанк, Укрэксимбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, во втором-Укрсоцбанк, Надра Банк, OTP Bank. Наиболее продуктивными, с точки зрения продвижения сервиса платежных карт, как в первом, так и во втором квартале стали ПриватБанк, Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль. Активней других о работе банков в регионах через СМИ в первом квартале информировали Брокбизнесбанк, OTP Bank, Райффайзен Банк Аваль, во втором-Брокбизнесбанк, Райффайзен Банк Аваль и Надра Банк. А вот информационные акценты в первом квартале 2008 года на кредитовании среднего и малого бизнеса делали OTP Bank, УкрСиббанк, Банк Форум, во втором же квартале- OTP Bank, УкрСиббанк BNP Paribas Group и Родовид Банк. Больше всего в связи с услугой автокредитования в первом квартале 2008 года упоминались Укрсоцбанк, УкрСиббанк BNP Paribas Group, Укргазбанк. Во втором квартале же массированные информационные акценты на автокредитовании делали Укрсоцбанк, Укргазбанк, Родовид Банк.