Почувствует каждый: Нацбанк грозится реформировать банковский рынок
Тяжелый финансовый кризис, обновление топ-менеджмента Нацбанка и рекомендации МВФ и Всемирного банка сделать украинский финансовый рынок более транспарентным вынуждают НБУ обещать провести реформу рынка. Как следует из текста "Концепции реформы банковской системы Украины до 2020 года", банки должны будут стать крупнее, стабильнее и надежнее. Частично это будет сделано в ущерб интересам вкладчиков, которые не смогут досрочно изымать депозиты.
Большой надзор
Реформу банковского рынка регулятор планирует начать с выяснения реальной стоимости активов кредитных учреждений и решения проблемы их недокапитализации. Системным банкам будет легче пережить повышение требований к капиталу – для их рекапитализации предлагается создать специальный фонд вместе с международными финансовыми организациями. Остальным придется просить средства у акционеров или новых инвесторов.
Это, по мнению НБУ , должно стимулировать процессы слияния и поглощения небольших кредитных организаций, создание «более мощных системных, региональных и специализированных банков». «В первый раз банковская система реформировалась в 1986-1988 годах, когда появились агробанки, банки жилищного строительства. Затем в 1991-1995 годах формировалась банковская система Украины. Сейчас мы должны разработать дальнейшую стратегию банковского развития», – отмечает директор департамента стратегии и реформирования банковской системы НБУ Владислав Рашкован.
Капитальный подход
Чтобы добиться укрупнения рынка и сокращения общего количества игроков, Нацбанк намерен ужесточить требования к капиталу. Минимальный регулятивный капитал будет повышен с нынешних 120 млн грн до 500 млн грн до 2018 года и до 750 млн грн – до 2020-го. Для новых учреждений минимальный уставный капитал составит 750 млн грн уже через полгода, что фактически сделает невозможным создание новых банков – дешевле будет купить один из 35 украинских банков, уставные капиталы которых ниже даже 120 млн грн.
Банкиры считают, что такие инициативы должны повысить стабильность всей системы. «Это является очень важной задачей, и мы надеемся, что стресс-тестирование в определенной мере решит эту проблему. На мой взгляд, еще не хватает контроля за соблюдением требований инсайдерского кредитования», – отмечает председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач.
Кроме того, Нацбанк, вопреки массовому уходу европейских банков, продолжает верить в то, что доля иностранного капитала до 2020 года в банковской системе вырастет с нынешних 33% до 50%, а государственного капитала – упадет с 20% до 10%. Будет ли доля иностранных банков расти за счет усиления российского капитала, в документе не говорится.
Кредитные перспективы
Заметный акцент Нацбанк делает на развитии кредитования: все финансирование должно осуществляться в гривне, за исключением валютного кредитования экспортно-импортных операций. Ставку НБУ советует сделать на инвестиционных кредитах, финансировании малого и среднего бизнеса, а также на развитии ипотеки. Это будет возможно только при падении стоимости денег: ставки по депозитам должны опуститься до 3-4% (с 19,4%, индекс UIRD), а кредитам – до 7-9% (с 16,6%) при инфляции на уровне 2-5% в год.
Участники рынка сомневаются в реалистичности таких показателей. «Наиболее критичным для экономики является снижение ставок по кредитам и депозитам. На сегодняшний день остается неясным, с помощью каких инструментов НБУ может реализовать эти планы. При текущем уровне развития финансовых рынков и рыночной практике существующими инструментами сделать это невозможно. Нужен системный пересмотр подходов. Это чрезвычайно важно для возможности дальнейшего быстрого роста украинской экономики, но не очень реалистично», – считает заместитель председателя правления Евробанка Андрей Олейник.
При этом в НБУ верят, что снижение стоимости фондирования будет происходить на фоне снижения доли внешних заимствований в пассивах банков. А вклады в гривне должны будут составить 80% вкладов населения. «Необходимо говорить о реалистичности инструментов, с помощью которых это будет достигнуто. Если основным вектором станет увеличение доступности средств на рынках внешних заимствований для украинских банков, в результате чего стоимость валютных депозитов на внутреннем рынке снизится с учетом наличия реальной конкуренции по источникам привлечения, а ставки гривневых депозитов будут снижены за счет эффективного проведения политики инфляционного таргетирования, то в средне- и долгосрочной перспективе инициативы выглядят вполне достижимыми», – отмечает директор финансово-экономического департамента банка «Финансы и Кредит » Дмитрий Балун.
Вопрос проблемных кредитов будет решен радикально. Планируется создать системный банк плохих активов, который аккумулирует проблемные ипотечные валютные кредиты на балансе единой национальной КУА. Финансирование этого проекта будет осуществляться за счет государства, частных и международных инвесторов. На балансе банков в среднесрочной перспективе должно остаться лишь 5-8% проблемных кредитов.
Однако участники рынка не очень оптимистично оценивают такой сценарий. Уже существует санационное учреждение – Родовид Банк, но его эффективность никто не называет высокой. «Гораздо более правильным будет механизм перекредитования данных активов в нацвалюту и продолжение работы банков с ними. Кризис 2008 года уже научил банки коммуницировать с такими заемщиками и работать над графиками платежей. И именно на этой части работы, на мой взгляд, регулятору есть смысл сконцентрироваться», – считает главный управляющий директор Юнион Стандарт Банка Фридрих Поллак.
Точка невозврата
Впервые НБУ официально заговорил о необходимости запретить досрочный возврат вкладов. «Без стабильной долгосрочной ресурсной базы невозможно обеспечить возобновление кредитования экономики. Поэтому Нацбанк считает необходимым предложить законодательные нормы относительно невозможности досрочного разрывания депозитных договоров», – говорится в концепции. При этом предполагается, что будут существовать сберегательные депозиты с возможностью досрочного возврата.
Согласно ст. 1060 Гражданского кодекса, банк обязан выдать вклад или его часть по первому требованию вкладчика, кроме вкладов, сделанных юридическими лицами на других условиях возврата. Условие договора об отказе на получение вклада по первому требованию является недействительным.
Банкиры считают предложение Нацбанка рациональным. «На текущий момент банки могут рассчитывать на срочность только депозитов юрлиц, а депозиты физлиц не являются надежной базой. В мировой практике для срочных депозитов существует регулирование минимального уровня штрафов, а далее банк волен самостоятельно определять и фиксировать в договоре с клиентом уровень санкций, которые могут быть значительно более существенными, чем сейчас», – отмечает Андрей Олейник.
В то же время участники рынка опасаются снижения доверия вкладчиков. «Эта инициатива идет вразрез с целью снижения стоимости привлечения депозитов. По статистике, во время стабильной макроэкономической ситуации досрочно разрывается очень малая доля депозитов, поэтому введение данного пункта в депозитные договора не принесет существенного эффекта. С другой стороны, досрочные разрывы депозитных вкладов во время кризисов связаны с тем, что вкладчики не уверены в устойчивости банков и их способности противостоять кризисным явлениям. Поэтому НБУ целесообразно больше внимания уделить банковскому надзору, позволяющему вовремя выявлять проблемы банков и оперативно их устранять, а также гарантировать поддержку кредитным учреждениям во время кризиса», – считает директор по маркетинговым предложениям Фидобанка Владимир Буданов.
- Источник: Finmaidan.com