Новини фінансового сектору

Стабильный курс гривны не означает высокий


Почему перечисленный транш от МВФ не помог гривне приблизиться к заложенному в бюджете значению, и стоит ли регулятору выходить на валютный рынок с интервенциями.

С тех пор, как в феврале НБУ  перешел к гибкому курсообразованию и принял решение не вмешиваться в работу валютного рынка с интервенциями, гривна просела больше, нежели того ожидали в правительстве.

В обновленной редакции госбюджета среднегодовой курс заложен на уровне 10,5 гривны за доллар США. Именно эту цифру как соответствующую фундаментальному значению озвучивал министр финансов Александр Шлапак. При этом еще 10 апреля гривна торговалась на уровне 13-13,5 грн/$, тем самым установив новые антирекорды. В течение последнего месяца украинская нацвалюта торгуется в коридоре 11-12 гривен за доллар. Ее относительное укрепление произошло после того, как НБУ отстранил от торгов на межбанке 14 финансово-кредитных учреждений, попавших под подозрение в спекулятивных действиях. Действительно ли виновны были эти банки в курсовом скачке, регулятор впоследствии так и не сообщил. Эксперты этот шаг Нацбанка расценивают неоднозначно.

«Отстранение 14 банков с валютного рынка повлияло только негативно, поскольку список открыто не был опубликован, что вызвало недоверие в банковской среде. Регулятор должен был сообщить, какие это 14 банков, почему именно они, и в результате каких проверок были установлены эти нарушения», – поясняет председатель Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей.

Так, объемы торгов на межбанке по-прежнему остаются достаточно незначительными. «Спрос на межбанке небольшой, $300-400 млн объема торгов – по сравнению с февралем этого года это просто смешно. Объемы меньше в 2-3 раза, чем это было в среднем даже в 2013 году», – подчеркивает главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.

Основные же надежды в части стабилизации гривны правительство возлагало на получение финансовой помощи от Международного валютного фонда. «Гривна стабилизируется, когда мы получим первый транш, когда четко заработают механизмы, реформированные решениями законодательных органов власти, а НБУ будет выполнять свои функции», – утверждал глава НБУ Степан Кубив, находясь в Вашингтоне на переговорах с представителями Фонда.

7 мая стало известно, что МВФ  перечислил Украине первый валютный транш в размере $3,2 млрд по программе стенд-бай, общий размер которой должен составить $17,2 млрд. Однако ожидаемого значительного укрепления гривны так и не случилось – она осталась в том же коридоре, и официальный курс 12 мая составляет 11,59 грн/$.

Первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило считает, что объективных экономических предпосылок для укрепления курса после прихода денег от МВФ просто не существовало. «Скорее, приход первого транша может играть определенную психологическую роль для субъектов рынка. Но если они мыслят рационально, то должны понять, что с экономической точки зрения эти деньги на курс влиять не могут. Эти средства получит НБУ и пополнит свои резервы. Он наверняка не будет их тратить на валютные интервенции, поскольку есть ограничения по минимальным размерам ЗВР. А те деньги, которые поступят в бюджет, пойдут на оплату внешних обязательств Украины», – объясняет Жалило.

С ним согласен и руководитель аналитической группы ICU Александр Вальчишен. По мнению эксперта, ситуация на валютном рынке и факт получения первого транша от МВФ не должны рассматриваться в прямой взаимосвязи. «В первую очередь на валютном рынке отображаются страхи бизнесменов и держателей больших объемов сбережений по поводу деятельности вооруженных сепаратистских групп и возможного вторжения российских войск на территорию Украины для их поддержки, – говорит Вальчишен. – По нашим оценкам, гривна будет оставаться слабой, то есть сильно продевальвированной и поэтому недооцененной».

При этом премьер министр Арсений Яценюк заявил, что если бы этого транша Украина не получила, то курс национальной валюты мог бы достичь отметки 25-35 гривен за доллар. «Последние два месяца мы фактически зубами удерживали ситуацию по выплате зарплат, пенсий и валютный курс. Нам пришлось пойти на ряд сложных, но необходимых решений, чтобы спасти финансовую систему страны. Это решение, от которого мало кто будет счастлив сегодня, но с 2016 года экономика Украины должна выйти на стабильный мощный рост», –  уверял премьер.

Эксперты МВФ согласны, что реальная стоимость гривны находится в пределах 10,5-11 гривен за доллар, однако не прогнозируют ее возврата к фундаментальной стоимости. «Результаты анализа по трем подходам означают, что курс гривны на уровне 10,5-11,0 грн/$ достаточно близок к фундаментальному», – говорится в отчете. При этом Фонд не исключает дальнейшего обесценивания национальной валюты Украины до уровня 12-13 грн/$ при новых внешних потрясениях.

Поэтому пока что, без выхода НБУ на валютный рынок с поддержкой гривны, курс сам по себе не будет укрепляться. К тому же правительство Украины зависит от МВФ в своей курсовой политике. «Любая страна, которая берет стенд-бай, условно утрачивает самостоятельность. Но это стандартные условия, мы уже выходили из таких ситуаций, – разъясняет Виталий Шапран. – Просто кредитор… считает, что те рецепты [оздоровления экономики], которые он дает, адекватны и необходимы». По мнению эксперта, при принятии меморандума о сотрудничестве с МВФ мнение украинской стороны учитывалось. «Самостоятельность есть, но в пределах меморандума, и в пределах той ситуации, которая есть», – подчеркивает он.

Вместе с тем аналитики отмечают, что столь серьезная девальвация гривны несет в себе угрозу невыполнения плановых показателей госбюджета в текущем году. «С одной стороны, более низкий курс гривны несет в себе повышение ряда расходных статей бюджета – это обслуживание государственного долга, это оплата импортированных критических ресурсов, в первую очередь энергоносителей, что отражается на расходах бюджета. С другой – девальвация гривны отражается на динамике внешней торговли, то есть создаются дополнительные стимулы для роста украинского экспорта или хотя бы для сокращения его падения», – считает Ярослав Жалило.

При этом опрошенные Forbes аналитики пока что не видят оснований для выхода регулятора на межбанк.

Анатолий Гулей, председатель УМВБ

Я считаю, что на данный момент при таких маленьких объемах [торгов] нет необходимости НБУ выходить с интервенциями. Пока курс психологически успокоил всех, все находятся в коридоре понимания 11-12 грн/$. А $300 млн в день – это несущественный рынок.

В бюджете заложен курс 10,5, но это средневзвешенный курс по результатам года. Мы прожили всего четыре месяца [в текущем году], и нельзя сейчас узнать, какой курс будет 21 октября 2014 года – может, он будет 9 гривен за доллар, а может – 8. Речь идет только о средневзвешенных курсах.

Более того, Минфин ежеквартально проводит коррекцию, и он вправе ее делать. Расчетная единица 10,5 является основанием для определения пошлин по экспорту – импорту, а также доходов и расходов, связанных с обслуживанием бюджета. Потому эти величины не являются константами, не подлежащими никаким изменениям. Я в этом не вижу ничего ужасного, я вижу только невозможность оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Ярослав Жалило, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований

Я считаю, что НБУ нужно быть намного жестче в валютном регулировании. Мы же видели этот странный период в апреле, когда произошел очень сильный провал курса. [Власти] доигрались с либерализацией, фактически допустив спекулянтов [на валютный рынок] в условиях существенных внешних рисков.

Должен ли НБУ влиять на ситуацию именно с помощью интервенций? Тяжело сказать – все-таки у нас не так много резервов, чтобы экспериментировать с интервенциями. Но другие шаги, которые могли бы усилить защиту рынка от атак и уменьшить необоснованный спрос на валюту, он действительно мог бы сделать.

Мы видели, что когда НБУ «надавил» на ряд банков, курс немного стабилизировался. Я думаю, что подобные действия должны быть и дальше – поскольку не может страна, фактически пребывающая в условиях внешней агрессии и внутреннего гражданского конфликта, иметь свободное курсообразование. Это – прямой шаг к гиперинфляции и обвалу нацвалюты. И я думаю, что МВФ должен это понять и дать Украине хотя бы временную поблажку, исключив условие о максимальной либерализации валютного курса из условий получения кредита.

Александр Вальчишен, руководитель аналитической группы ICU

НБУ не должен выходить на межбанк с интервенциями. Для успокоения валютного рынка властям, скорее, следует открыть регуляторную базу для ведения бизнеса путем максимального устранения всех бюрократических барьеров. То есть если есть среди граждан Украины те, кто готов пойти на риск и заняться своим делом (малым и большим бизнесом), для него нужно открыть дорогу и включить «зеленый свет» навсегда. Так возродится уверенность, и тогда бизнес-инвестиции возобновятся. Это главный рецепт для валютного рынка, и для экономики в целом. Иначе ее ожидает стагнация и депрессия.

Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований

Не исключено, что НБУ будет проводить интервенции. Меморандум с МВФ позволяет Нацбанку выходить с интервенциями в моменты пиковых нагрузок на межбанковский  рынок. То есть прежней постоянной поддержки не будет, но будет временно возможный выход на межбанк в случае резкого спроса на валюту. Например, если понадобятся средства какому-то крупному импортеру для сделки или какой-то компании для выплаты внешних долгов. Интервенции будут, но они будут незначительными, и у них не будет цели гнать курс на 10,5. Их целью будет уменьшить колебания курса.


Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ