Рынок потребительского кредитования в 2011 г. вырастет в полтора раза
Банковская конкуренция на рынке потребкредитования обостряется. Финучреждения разворачивают новые программы и собираются нарастить портфели «потребов» как минимум
на 20-50% в этом году
Рынок потребкредитования, на котором работают банки, кредитные союзы и финансовые компании, всерьез оживляется. В первую очередь активизация заметна со стороны банков, избыточную ликвидность которых пока некуда направить. При этом банкиры сами признаются, что текущий год не станет ренессансом ипотечного и автокредитования, а рынок потребкредитов будет единственной для них отдушиной в сегменте кредитования физических лиц. Выйти на докризисные показатели рынка потребкредитования финансисты не надеются, однако рост в 20-50% своих портфелей «потребов» они закладывают. Некоторые банки вообще грозятся вырасти в разы.
Так, например, агрессивно будут вести себя на рынке крупные банки с российским капиталом. «Для ВТБ Банка развитие розницы является одним из приоритетов. 2011 г. для нас — год глубокого, более внимательного отношения к этому перспективному рынку. Мы планируем увеличить свой портфель потребительских кредитов в три-четыре раза»,— подтверждает тенденции Владимир Буданов, заместитель директора департамента розничных продуктов ВТБ Банка. С начала четвертого квартала 2010 г., отмечает он, на рынке действительно наблюдается существенное оживление. Так, количество крупных финучреждений, выдающих кредиты наличными, стабильно увеличивалось на один-два банка в месяц.
Растущий интерес банков к рынку «потребов» понятен. Ведь наращивая портфели за счет многочисленных небольших выдач, банки диверсифицируют риски и снижают зависимость от крупных кредитов. При этом суммы потребительских займов редко превышают 10 тыс. грн., и заемщикам несложно их обслуживать. В то же время «потребы» дают более высокую доходность в сравнении с кредитами, обеспеченными залогом. К тому же у населения сейчас проснулся аппетит к небольшим займам, а банкам нужно куда-то девать свои избыточные свободные средства. «По нашим прогнозам, этот рынок в 2011 г. может вырасти на 15-20%, однако все еще не приблизится к докризисным показателям. Что касается нашего банка, то потребительские кредиты, в том числе и кредиты на товары, являются для нас приоритетным направлением»,— комментирует Анатолий Голяченко, руководитель направления потребительского кредитования VAB Банка.
В свете вышеперечисленных факторов банкиры готовятся к дальнейшему усилению конкуренции и перераспределению долей рынка. Правда, от усиления конкуренции потребителям не стоит ожидать снижения процентных ставок. Соперничать банки будут за счет налаживания сотрудничества с торговыми сетями и расширения продуктовой линейки. «Усиление конкуренции на рынке потребкредитования не спровоцирует снижения ставок для населения — этот вид кредитования не обеспечен залогом, а потому считается одним из наиболее высокорисковых»,— уверен Анатолий Голяченко. Поэтому, добавляет эксперт, даже новые игроки, выходящие на рынок, будут конкурировать не в ценовой плоскости, а в скорости принятия решений и маркетинге. Впрочем, некоторые банкиры считают, что потребителям переживать о процентных ставках не придется, так как популярными в 2011 г. будут «нулевые» кредиты, которые оплачиваются за счет торговых сетей-партнеров банков. «Усиление конкуренции будет сопровождаться не столько снижением процентных ставок на платные продукты, сколько более лояльной стоимостью со стороны банков для сетей-партнеров по нулевым кредитам»,— полагает Марина Дутлова, директор блока потребительского кредитования «Альфа-банка (Украина)». По ее словам, основная цель банка на ближайшие месяцы как раз налаживание сотрудничества с торговыми партнерами, например, крупными операторами по продаже обуви, сетями по продаже стройматериалов, а также разворачивание кредитования в интернет-магазинах. В целом же, прогнозирует эксперт, рынок потребительского кредитования в 2011 г. вырастет в 1,5 раза.
Экономические известия 21.03.2011 г., №47 (1507)