Fitch подтвердило рейтинги Укрэксимбанка и Ощадбанка на уровне «B», прогноз «Стабильный»
Fitch Ratings-Лондон/Москва-21 сентября 2010 г. Сегодня Fitch Ratings подтвердило рейтинги ОАО Государственный экспортно-импортный банк Украины («Укрэксимбанк») и ОАО Государственный Ощадный Банк Украины («Ощадбанк»), включая их долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом. Одновременно Fitch повысило индивидуальный рейтинг Ощадбанка с уровня «E» до «D/E». Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения.
Долгосрочные РДЭ Укрэксимбанка и Ощадбанка обусловлены потенциальной поддержкой со стороны украинских властей в случае необходимости с учетом того, что банки находятся в 100% государственной собственности, и ввиду их роли в осуществлении политики государства. Рейтинги также принимают во внимание способность украинских властей предоставлять поддержку, о чем свидетельствует суверенный долгосрочный РДЭ на уровне «B». «Стабильный» прогноз по долгосрочным РДЭ банков отражает прогноз по суверенному долгосрочному РДЭ. В случае улучшения или ухудшения суверенной кредитоспособности Украины на рейтинги Укрэксимбанка и Ощадбанка будет оказываться давление в сторону повышения или понижения соответственно.
Повышение индивидуального рейтинга Ощадбанка с уровня «E» до «D/E» отражает уменьшение неопределенности в отношении рисков банка, связанных с НАК Нафтогаз Украины («Нафтогаз», рейтинг «CCC»), после реструктуризации кредитов этой компании в 1 половине 2010 г., а также учитывает стабилизацию качества активов в части кредитного портфеля Ощадбанка, не связанного с Нафтогазом, существенное улучшение прибыльности до отчислений в резервы и способности банка абсорбировать убытки и принимает во внимание комфортную позицию ликвидности Ощадбанка. В то же время индивидуальный рейтинг Ощадбанка по-прежнему отражает его зависимость от финансовой поддержки со стороны Национального банка Украины («НБУ») в связи с рисками по Нафтогазу, а также учитывает высокую концентрацию по заемщикам в кредитном портфеле, не связанном с кредитованием Нафтогаза, относительно высокий уровень реструктурированных/ пролонгированных кредитов и слабое корпоративное управление (о чем свидетельствует директивное кредитование Нафтогаза).
Объем кредитования Ощадбанком Нафтогаза сократился примерно на 28% в 1 полугодии 2010 г. с 29 млрд. грн. на конец 2009 г. и составил почти половину кредитного портфеля банка. После реструктуризации срок погашения кредитов Нафтогазу наступает в 1 кв. 2015 г. Fitch отмечает, что банк не понес каких-либо экономических убытков в ходе реструктуризации, и фондирование от НБУ на такое кредитование также было реструктурировано, обеспечив соответствие сроков погашения фондирования и сроков по кредитам Нафтогазу. Таким образом, фактически Ощадбанк играет роль квази-агента в распределении государственного финансирования для Нафтогаза, при этом банк имеет возможность увеличивать прибыль до отчислений в резервы и способность абсорбировать убытки.
Без учета Нафтогаза на долю 10 крупнейших заемщиков приходилась половина остальной части кредитного портфеля Ощадбанка. Проблемные кредиты и пролонгированные/реструктурированные кредиты составили соответственно около 10% и 26% всех кредитов в портфеле без учета кредитования Нафтогаза на конец 1 половины 2010 г. Регулятивный показатель достаточности капитала Ощадбанка составлял 39,3% на конец 1 половины 2010 г., что обеспечило значительную способность абсорбировать убытки в части кредитного портфеля банка, не относящегося к кредитованию Нафтогаза. По оценкам Fitch, на конец 1 полугодия 2010 г. банк мог бы увеличить резервирование под обесценение по национальным стандартам до уровня около 81% всех кредитов без учета кредитования Нафтогаза, не нарушая при этом регулятивные требования к достаточности капитала. Увеличение операционной прибыли до отчислений в резервы (с 0,7 млрд. грн. в 2008 г. до 3,4 млрд. грн. в 2009 г.) оказывает благоприятное влияние на способность Ощадбанка создавать дополнительные резервы. Положительным фактором для позиции ликвидности банка являются существенные высоколиквидные активы, которые покрывали около половины клиентских депозитов банка на конец 1 половины 2010 г., в то время как потребности в рефинансировании были незначительными.
Потенциал повышения индивидуального рейтинга Ощадбанка в настоящее время ограничен ввиду остающегося событийного риска, связанного с кредитованием Нафтогаза. Понижение индивидуального рейтинга банка может произойти в случае дальнейшей реструктуризации кредитов Нафтогазу, если такая реструктуризация повлечет за собой очень значительные экономические потери для банка. В то же время Fitch считает маловероятным, что власти захотят пойти на то, чтобы банк был вынужден нести существенные убытки. Более того, запас капитала банка уже позволяет умеренный уровень абсорбирования убытков по данному кредитованию.
Подтверждение индивидуального рейтинга Укрэксимбанка «D» отражает существенную способность банка абсорбировать убытки, хорошую позицию ликвидности и стабильное клиентское фондирование. Банк также имеет сильную корпоративную клиентскую базу, сфокусированную на компаниях в сфере внешнеторговой деятельности, которые зачастую имеют доступ к выручке в иностранной валюте. В то же время индивидуальный рейтинг Укрэксимбанка учитывает ухудшение качества активов и слабую прибыльность под воздействием давления со стороны сложной операционной среды.
Качество активов банка заметно ослабло на конец 1 половины 2010 г. Так, уровень проблемных кредитов (с просрочкой более 90 дней) составил 8,6% кредитов, а пролонгированные/реструктурированные кредиты достигли значительного уровня в 47,6%. По информации Fitch в последнюю группу также входили кредиты, где была лишь изменена валюта заимствования, и большинство реструктурированных кредитов по-прежнему являются работающими. Способность абсорбировать убытки по кредитам была существенной за счет сильных показателей достаточности капитала, и Укрэксимбанк мог бы повысить отношение резервов под обесценение к общим кредитам до 46,2% с фактического уровня в 13,2% в конце 1 полугодия 2010 г., прежде чем регулятивный показатель капитализации достиг бы минимального уровня в 10%. Концентрация по заемщикам остается высокой, но сопоставимой с показателями у многих других банков в СНГ. Кредитование компаний, находящихся под государственным контролем, которое в абсолютном выражении увеличилось в два раза в период кризиса, составляло умеренную долю в 13% кредитов, или 36% собственного капитала на конец 1 половины 2010 г. (на конец 1 половины 2008 г.: 8% и 71% соответственно). Существенные риски по испытывающему сложности сегменту недвижимости/строительства (39% собственных средств на конец 1 половины 2010 г.) и значительная, хотя и снизившаяся, доля валютного кредитования (50% кредитов на конец 1 половины 2010 г.) повышают риски банка.
База капитала Укрэксимбанка увеличилась в 4 раза с конца 3 кв. 2008 г. по конец 1 полугодия 2010 г. за счет крупных вливаний капитала и роста субординированного долга (регулятивный показатель достаточности капитала банка составлял 47,5% на конец 1 половины 2010 г.). При этом генерирование капитала за счет прибыли сдерживается ввиду высоких затрат, связанных с кредитными рисками.
База фондирования Укрэксимбанка является диверсифицированной по источникам привлечения средств, и отмечается значительный приток клиентских депозитов, которые повысились на 33% в конце 1 половины 2010 г. относительно конца 2008 г. Недавнее вливание капитала и размещение еврооблигаций укрепили позиции ликвидности банка. На конец 1 половины 2010 г. высоколиквидные активы (денежные средства и эквиваленты, необремененные залогом государственные облигации и чистые краткосрочные межбанковские размещения) составляли высокую долю в 69% всех клиентских средств. Иностранные заимствования с погашением до 2012 г. находились на умеренном уровне и составляли 10% пассивов на конец 1 половины 2010 г.
Давление на индивидуальный рейтинг Укрэксимбанка в сторону понижения может последовать в случае заметного увеличения директивного кредитования или при возникновении крупных убытков по кредитам, которые приведут к резкому ухудшению капитализации.
Согласно рейтинговой методологии Fitch риски банков как самостоятельных организаций отражаются в индивидуальных рейтингах, а перспективы внешней поддержки – в присваиваемых Fitch рейтингах поддержки. Вместе эти рейтинги обуславливают долгосрочные и краткосрочные РДЭ.
Список проведенных рейтинговых действий:
Ощадбанк:
Долгосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «B», прогноз «Стабильный»
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B»
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «4»
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «B»
Индивидуальный рейтинг повышен с уровня «E» до «D/E»
Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AA-(ukr)», прогноз «Стабильный»
Укрэксимбанк:
Долгосрочный РДЭ подтвержден на уровне «B», прогноз «Стабильный»
Приоритетный необеспеченный долг: рейтинг подтвержден на уровне «B», рейтинг возвратности активов «RR4»
Субординированный долг: рейтинг подтвержден на уровне «CCC», рейтинг возвратности активов «RR6»
Краткосрочный РДЭ подтвержден на уровне «B»
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «4»
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «B»
Индивидуальный рейтинг подтвержден на уровне «D»
Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AA-(ukr)», прогноз «Стабильный».
Контакты:
Первый аналитик/Укрэксимбанк
Ольга Игнатьева
Директор
+7 495 956 9901
Фитч Рейтингз СНГ Лтд.
6, ул. Гашека, Москва, 125047, Россия
Второй аналитик/Укрэксимбанк
Светлана Петрищева
Директор
+44 20 7417 4222
Первый аналитик/Ощадбанк
Светлана Петрищева
Директор
+44 20 7417 4222
Второй аналитик/Ощадбанк
Ольга Игнатьева
Директор
+7 495 956 9901
Председатель комитета
Джеймс Уотсон
Управляющий директор
Тел.: +7 495 956 6657
Контакты для прессы в Москве:
Анна Быкова, Москва, тел.: + 7 495 956 9903/9901,
Применимые рейтинговые критерии представлены на сайте www.fitchratings.com: см. «Рейтингование финансовых организаций (глобальная методология)» (‘Global Financial Institutions Rating Criteria’) от 16 августа 2010 г., «Рейтинги возвратности активов для финансовых организаций» ('Recovery Ratings For Financial Institutions') от 30 декабря 2009 г. и «Рейтинги по национальной шкале – обновленная методология» ('National Ratings – Methodology Update') от 18 декабря 2006 г.
Рейтинги возвратности активов («RR»), введенные Fitch в 2005 г., являются относительным показателем, оценивающим перспективы взыскания кредиторами средств по определенному долговому обязательству в случае дефолта. С общим обзором методологии Fitch по присвоению рейтингов возвратности активов для конкретных секторов, а также записью телеконференции по методологии присвоения данного вида рейтингов, можно ознакомиться на сайте агентства в разделе www.fitchratings.com/recovery.
Для редакторов: Рейтинги Fitch по национальной шкале, или национальные рейтинги, дают относительную оценку кредитоспособности рейтингуемых эмитентов в странах с относительно низкими суверенными рейтингами по международной шкале, а также там, где существует потребность в таких рейтингах. Эмитенту с наилучшей кредитоспособностью в рамках одной страны присваивается рейтинг «ААА», а другие рейтингуются лишь относительно этого эмитента. Рейтинги по национальной шкале предназначены, в основном, для использования местными инвесторами на внутренних рынках и имеют специальный буквенный код в названии для обозначения соответствующей страны, например, «ААА(ukr)» – для национальных рейтингов в Украине. Таким образом, конкретные буквенные обозначения рейтингов не сопоставимы в международном масштабе.
НА ВСЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ FITCH РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ДИСКЛЕЙМЕРЫ. МЫ ПРОСИМ ВАС ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ И ДИСКЛЕЙМЕРАМИ ПО ССЫЛКЕ: HTTP://FITCHRATINGS.COM/UNDERSTANDINGCREDITRATINGS. КРОМЕ ТОГО, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ И УСЛОВИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТУПНЫ НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТЕ АГЕНТСТВА WWW.FITCHRATINGS.COM. НА САЙТЕ В ПОСТОЯННОМ ДОСТУПЕ ТАКЖЕ РАЗМЕЩЕНЫ СПИСКИ ОПУБЛИКОВАННЫХ РЕЙТИНГОВ И МЕТОДОЛОГИИ ПРИСВОЕНИЯ РЕЙТИНГОВ. В РАЗДЕЛЕ «КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ» САЙТА НАХОДЯТСЯ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ FITCH, ПОЛИТИКА АГЕНТСТВА В ОТНОШЕНИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ, «КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ» МЕЖДУ АФФИЛИРОВАННЫМИ СТРУКТУРАМИ, ПОЛИТИКА НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ И ПРОЧЕЕ. РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ВЕРСИИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ РЕЙТИНГОВ И МЕТОДОЛОГИЙ ИХ ПРИСВОЕНИЯ, СПИСКОВ РЕЙТИНГОВ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ ПО ЭМИТЕНТАМ РОССИИ И СНГ РАЗМЕЩЕНЫ НА ОФИЦИАЛЬНОМ РУССКОЯЗЫЧНОМ САЙТЕ АГЕНТСТВА WWW.FITCHRATINGS.RU.