Новини фінансового сектору

Бесконтактные карты не стремятся в Украину

Опубликованная недавно динамика количества активных карт украинских банков засвидетельствовала значительное уменьшение интереса участников к карточным технологиям. В этом платежные системы винят банки, чья апатия мешает развиваться современным технологиям, а банки, в свою очередь, видят основные причины в финансовом кризисе и не ощущают достаточных стимулов для развития карточных технологий в обозримом будущем. И зря, ведь на рынке появились новые интересные карточные продукты, пропаганда которых могла бы оживить рынок.

Мода на бесконтактные карты

Новым бесконтактным технологиям PayPass (MasterCard) и PayWave (Visa) были бы рады не только клиенты банковских учреждений, но и розничные сети малого и среднего форматов, ведь большинство покупок в таких магазинах не превышает сумму в 50-100 гривен. Ожидается, что покупатели будут более активны в небольших магазинах, чем в крупных гипермаркетах, если смогут тратить меньше времени в процессе оплаты товаров на  кассе. Таким образом, торговцы смогут повысить продажи за счет вала покупок на маленькие суммы.

В США эмитенты выпускают бесконтактные дебетовые карты миллионами, однако пока не ясно, насколько часто они используются в торговых сетях. Аналитики утверждают, это происходит по той причине, что многие потребители чаще всего просто не осведомлены о возможностях пластиковых карт, которыми они пользуются. В торговых сетях до сих пор не размещены рекламные плакаты, а банки и карточные сети молчат.
В то же время, статистика упрямо твердит о буме бесконтактных технологий.  В конце 2009 года одна из самых крупных платежных систем отрапортовала о выпуске более 70 миллионов бесконтактных PayPass карт, что на 50% больше, чем в 2008 году.
Большинство крупных банков США автоматически добавляют возможность совершать покупки бесконтактным способом при перевыпуске дебетовых карточек. Но, как ни странно, маркетинговые усилия эмитентов практически незаметны. По словам руководителей ведущих платежных систем, они намерены бороться с таким отношением эмитентов и розничных сетей к новым технологиям, разъясняя людям основные преимущества карточек с логотипом PayPass.

Что такое PayPass?

Технология PayPass («заплати и проходи») представляет собой радиочип с мини-антенной, который может быть встроен не только в пластиковую карточку, но и в мобильный телефон или часы. Покупки до $25 осуществляются простым касанием карточкой терминала.
Списание денег происходит без подписи на чеке и без введения Pin-кода, что необходимо лишь при превышении указанного лимита трансакции. При этом связываться с банком и уточнять, сколько денег на карте, не нужно, поскольку сумма зафиксирована в самом чипе.
Таким образом, очевидны преимущества использования PayPass: у покупателя всегда при себе  платежное средство, а процесс покупки происходит в несколько раз быстрее.

Проблемы всех новых карточных технологий

Развитие карточных технологий чаще всего представляет собой «замкнутый круг»: у торговцев отсутствует мотивация к установке терминалов для карточек, которые пока еще не получили признание покупателей, в то время как это признание может возникнуть лишь в том случае, если покупатели смогут рассчитываться бесконтактными карточками при оплате товаров в магазинах.

Производители терминалов для PayPass также пытаются упростить переход к бесконтактным платежам и внести свою лепту путем разработки легких устройств. Но пока стоимость этих модулей остается достаточно высокой, ведь бесконтактный ридер добавляет от $100 до $150 к стоимости каждого терминала, что расценивается большими терминальными сетями как обременительные дополнительные затраты. Понимая важность этой проблемы, платежные системы делают все возможное, чтобы помочь разработчикам терминалов снизить дополнительные затраты на установку.

В данный момент торговцы имеют две возможности для приема бесконтактных платежей через терминал: добавить модуль сразу же во время инсталляции терминала, или сделать это потом. Разницы в стоимости «железа» практически нет, однако, если инсталляция откладывается, торговцу придется раскошелиться на оплату работы технических специалистов непосредственно с терминалами в магазине. Впрочем, сейчас некоторые разработчики находятся в процессе создания модулей, которые торговцы могли бы легко подключить сами.

Наибольшая готовность к использованию бесконтактных карт, безусловно, в США и Канаде, где установлено ощутимое количество терминалов. В какой-то мере, именно бесконтактные карты являются индикатором перспективности того или иного региона с позиций использования пластиковых карт. Основную роль в этом играет проактивность местных банков и платежных систем.

Бесконтактные карты популярны у наших соседей

В Восточной Европе проект PayPass был впервые реализован в 2006 году международной платежной системой MasterCard и турецким «Garanti Bank» как альтернатива наличным деньгам для оплаты небольших покупок. Следом за этим, Starbucks, Burger King и Cinebonus, наибольшая в Турции сеть кинотеатров, подхватили инициативу и установили нужное оборудование для бесконтактных платежей. В этом же году Хавьер Перес, Президент MasterCard Europe, отметил: «Для эмитентов и торговцев технология бесконтактных платежей является революционной, поскольку имеет все шансы изменить предпочтения покупателей».

Исследования MasterCard в Турции показали, что средняя PayPass трансакция, кредитовая или дебетовая, равна приблизительно $20. Покупатели при этом используют свои карточки с функцией PayPass для платежей на 18% чаще, чем обычно. Приблизительно 75% всех PayPass трансакций были сделаны на сумму до $25 и приблизительно 45% всех PayPass трансакций для покупок менее $10.

В конце 2009 года бесконтактные платежи пришли в Венгрию благодаря «OTP Bank» и компании «Inpas» – известного участника российского рынка эквайринговых решений и системной интеграции. По мнению экспертов, на рынке Венгрии, как и в Европе в целом, бесконтактные платежные технологии имеют большие перспективы. Карты PayPass будут востребованы в венгерских сетях фаст-фудах, крупных розничных торговых сетях и в других сферах бизнеса, где критична скорость обслуживания клиентов.
Развитие этой технологии наверняка продвинет и другие решения в области систем самообслуживания, например, комплексы для «холодных» АЗС. Технология Quick Petrol позволит принимать к оплате как банковские, так и топливные карты всех типов (с чипом, с контактным и бесконтактным интерфейсом, магнитные), так и наличные.
Об успехе PayPass в Будапеште мы, скорее всего, услышим в течение 2010 года. К сожалению, у экспертов киевского «OTP Bank» не удалось взять комментарий о перспективах прихода PayPass в Украину.

В России проект PayPass должен был появиться еще в 2008 году, однако почему-то платежные системы отказались от этой идеи. Новое «обострение» интереса к этой теме связано с запуском бесконтактных карт в Москве, в основном, для оплаты проезда в метро и наземном транспорте. К примеру, «Альфа-Банк» начал выпуск новой кредитной карты, в которую вмонтирован бесконтактный чип, с возможностью оплаты проезда в Московском метрополитене. При этом все скидки, предусмотренные тарифами метро для покупателей многоразовых проездных билетов, сохраняются.

А что в Украине?

В числе стран, где реализована технология PayPass, Украина пока не значится. Возможно, первой сферой применения бесконтактных карт, как и в России, станет система городского транспорта. Так, Киевская городская государственная администрация (КГГА) 12 октября 2009 года провела конкурс, в котором «БМ Банк» и ООО «Универсальные информационные технологии» были названы потенциальными инвесторами для реализации проекта «Социальная карточка киевлянина». Пока еще точно неизвестно, будет эта карточка бесконтактной или основанной на «контактных» технологиях. Хотелось бы надеяться, что масштабные проекты, которые реализуются при участии государственных структур, будут направлены на развитие инноваций, а не станут всего лишь проектом перевода столичных социальных фондов на обслуживание в «БМ Банк» на базе обычных магнитных дебетных карт.

В целом, имплементация идеи платежных карт для оплаты транспортных услуг высказывается не в первый раз. И, если для метрополитена эта идея выглядит весьма рациональной, то для наземного транспорта она кажется почти фантастической, ведь тогда потребуются огромные капитальные затраты на оборудование передвижного состава терминалами для проведения платежей. Есть, правда, более дешевый выход – не привлекать международные платежные системы, а использовать внутренние разработки –  оффлайновые карты НСМЕП.

Без обязаловки дела не будет

По мнению Андрея Петренко, заместителя директора департамента развития карточного бизнеса АБ «Диамантбанк», данная технология в ближайшие несколько лет не найдет широкого распространения в Украине по ряду нескольких причин: во-первых, на протяжении прошлого года уменьшилось количество активных пластиковых банковских карт. Другими словами – украинцы стали меньше рассчитываться пластиковыми «контактными» картами. Убедить их в выгоде от использования бесконтактных карт будет сложно. Во-вторых, для внедрения этой услуги необходима развитая инфраструктурная сеть аппаратов для работы с бесконтактными картами. На примере киевского метрополитена можно сделать вывод, что граждане не особо доверяют бесконтактным картам по ряду причин – их техническая уязвимость и слабая защищенность (к магнитной среде, воде и пр.), наличие залоговой стоимости. В-третьих, само создание инфраструктуры, необходимой для массового внедрения бесконтактных карт – очень дорогая и длительная процедура.

Таким образом, трезво оценивая перспективы карточных технологий, можно смело утверждать, что в Украине новые проекты международных платежных систем появятся не скоро. И не только по причине финансового кризиса и желания сэкономить, сколько потому, что большинство прогрессивных решений без «обязаловки» или активного продвижения обречены на провал.
Ведь только после государственного вмешательства, когда Кабмин принял постановление «Об условиях перевода торговцев на обязательный прием платежных карт в оплату за проданные товары (услуги)» №377, крупные торговцы стали массово ставить терминалы для обслуживания платежных карт. Однако что касается малых и средних магазинов, ситуация не меняется. Надолго ли? Остается надеяться на принятие очередной инициативы регулятора. Проект нового постановления, кстати, уже был зарегистрирован в конце прошлого года.


Артем Румянцев, специально для banki.ua
Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. Вам необхідно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Источник: Банки.ua

2010-02-16

Підписка на новини АУБ

aub logo white 70

 

Місія Асоціації українських банків – підтримка розвитку національної банківської системи. АУБ співпрацює з Верховною Радою України з питань удосконалення законодавства, що регулює банківську діяльність, взаємодіє з Національним банком України щодо нормативного забезпечення функціонування банків та небанківських фінансових установ. АУБ дбає про підвищення кваліфікації банківських працівників, розширює міжнародні зв'язки з асоціаціями та банківськими структурами інших країн.

 

Контакти

    Адреса:
вул. Євгена Сверстюка,
15 Київ 02002 Україна


   Email :
secret@aub.org.ua


    Телефони:
+380 (44) 516-8775

Підписка на новини АУБ