Александр Сугоняко ставит на парламент


Парламентские слушания «Финансы и банковская деятельность: современное состояние и перспективы» состоятся 2 апреля. С инициативой их проведения выступили Нацбанк, комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности и Ассоциация украинских банков. Слушания призваны привлечь внимание парламентариев к проблемам банковской системы и очертить возможные пути ее совершенствования. Свою точку зрения о проблемах банковской системы и программе Нацбанка по развитию банковского сектора в интервью «DN-FT» высказывает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

— Как бы Вы могли оценить программу Нацбанка по реформированию банковского сектора: общие плюсы и минусы?

Безусловным плюсом программы является ее рыночность, отказ от административного давления на банки, декларирование обеспечения гармоничного сосуществования больших банков с малыми и средними банками на основе равенства требований относительно соблюдения ими норм пруденционного надзора. К минусам я бы отнес ограниченное время, отведенное на ее выполнение (уже меньше трех лет), а также большую зависимость от действий других государственных органов власти (реализация значительного количества мероприятий находится вне компетенции НБУ). И тому есть причины. Большинство банковских проблем имеют корни вне банковскоъ системы. Преждевременным, на наш взгляд, является и чрезмерная поспешность в вопросе предоставления разрешения на открытие в Украине филиалов иностранных банков в силу того, что при этом открываются двери не для первокласных западных банков, а для большинства стран с таким же низким инвестиционным рейтингом, как в Украине. 

— Что бы Вы хотели видеть в программе, и чего в ней нет?

По моему мнению, в этом документе надо было больше внимания уделить теме внедрения системы массовых электронных платежей. Сегодня мы можем говорить  оновых электронных деньгах, которые придут на смену бумажным. Развитие этого направления может определить темпы нашего движения в новейшую экономику. Предпосылки для этого есть. Как это ни парадоксально может звучать, но на сегодня система электронных платежей (СЭП) Национального банка — одна из лучших в Европе. И только потому, что у нас отсутствовали консервативные силы, которые хотели бы сохранить движение счетов по старому .

Каково Ваше отношение к предложенным НБУ механизмам рефинансирования, созданию Украинского банка реконструкции и развития?

— Если говорить о программе, то в ней, по нашему мнению, недостаточно прописаны вопросы, касающиеся усовершенствования механизмов рефинансирования НБУ. Если говорить о конкретных действиях Национального данка в этом направлении, то они, безусловно, положительные. Вместе с тем, остался нерешенным один из основных вопросов — привязка долгосрочного рефинансирования банков к долгосрочным кредитам банка, которые предоставлены под конкретные инвестиционные программы. При этом эффективность этих программ предварительно должен будет оценивать НБУ. С точки зрения АУБ, это не является функцией Нацбанка. Именно поэтому АУБ поддерживает необходимость создания Украинского банка реконструкции и развития.

Кроме того, необходимо отметить, что кредитование отдельных программ на более выгодных условиях приведет к нарушению принципа конкурентности для всех субъектов хозяйствования. Именно поэтому АУБ считает, что длительное рефинансирование НБУ может быть направлено на поддержку долгосрочной ликвидности банков без привязки к конкретным кредитным программам банков.

— Какой, по Вашему мнению, должна быть роль НБУ в обеспечении реформ в реальном секторе экономики?

 Осуществление реформ в реальном секторе экономики не относится к функциям НБУ. Этими вопросами должны заниматься Верховная Рада, Президент и правительство Украины. Роль Нацбанка в этом процессе — обеспечение постоянства и стабильности национальной валюты, так как только в условиях стабильной валюты могут быть проведены реформы в реальном секторе экономики. Наряду с этим НБУ  обеспечивает контроль за работой коммерческих банков, их стабильностью и кредитоспособностью, надежным функционированием платежной системы, организацией валютных операций. В усовершенствовании кредитования малого и среднего бизнеса роль Национального банка заключается, прежде всего, в разработке методологических основ и нормативных актов, которые обеспечат соблюдение главных принципов кредитования и защиты прав кредиторов и заемщиков. Кроме того, НБУ может способствовать выделению кредитных линий иностранных инвесторов для малого и среднего бизнеса.

- Насколько эффективны меры, предпринятые НБУ и правительством для предотвращения оттока капитала за рубеж и борьбе с «грязными» деньгами?

 Национальный банк пытается перекрыть легальные формы оттока, которые являются открытыми, и на пути именно такой формы оттока капитала поставлены соответствующие барьеры. Что касается Нацбанка, то он свою функцию выполнил успешно. Но тема оттока капитала не снята, потому что капитал уходит из Украины в силу крайне неблагоприятных условий пребывания здесь. Но это уже тема не НБУ, это — тема экономической политики государства и в первую очередь налоговой.

Насколько прислушиваются к АУБ в, НБУ, в руководстве страны?

— Ассоциация украинских банков,  является влиятельной общественной организацией, ее позиция известна,  ее мнение берут во внимание  в НБУ, правительстве, парламенте. С рядом фракций и парламентских комитетов, УСПП,  Ассоциацией заключены договора о сотрудничестве и координации действий, что дает возможность более тесно и предметно сотрудничать с партнерами.

А существует ли сегодня банковское лобби в парламенте?

— В нынешнем созыве парламента 12 депутатов — банкиры или лица, представляюшие интересы определенных банков. Однако нельзя однозначно утверждать, что в Верховной Раде существует банковское лобби. Частично это объясняется наличием противоречащих интересов, партийной принадлежностью депутатов и т.д. С другой стороны, когда говорят о лобби — банковском, железнодорожном или каком-нибудь другом — то, как правило, имеют в виду наличие сознательного корпоративного интереса. Думаю, что уровень осознания корпоративного интереса банковской системы является одним из наивысших в отраслях. Однако пока в Верховной Раде существует лоббизм на уровне отдельных компаний. И этот лоббизм «рвет» законодательство. Системных подходов нет. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о банковском лобби как таковом. Потому что системный корпоративный интерес не всеми  банками еще  осознан на том уровне, на котором это должно быть. Свой собственные интересы банкир знаетзначительно лучше. Не осознание системного интереса дело времени. 

"Деловая неделя"

Адреса статті на сайті aub.org.ua:
http://aub.org.ua/index.php?option=com_arhive_docs&ct=152&txt_id=514&Itemid=109

© АУБ, 2009
© Всі права захищені!
Пошук