RSS
23 Жовтень
     
 
Альтернативне банківництво
Что такое "исламский банкинг"?
Махмуд Амин Эль-Гамал - профессор экономики и статистики университета Райс в Хьюстоне, считается одним из крупнейших мировых специалистов по банковскому делу в странах ислама. Специфика деятельности кредитных организаций в мусульманском мире заключается в том, что взимание процента за пользование кредитом или уплата процента по инвестициям противоречит законам шариата. В результате, в исламском мире финансистам приходится удостоверяться у судей, соответствуют ли применяемые ими инвестиционные инструменты требованиям мусульманских законов. Ниже мы предлагаем вашему вниманию выдержки из телефонного интервью, в котором Эль-Гамал обсуждает перспективы развития банковской сферы в мусульманских странах с корреспондентом журнала BusinessWeek Майклом Шари.
Вопрос: Какую роль сегодня играют финансовые потоки мусульманских стран в мировой финансовой системе?
Ответ: В настоящее время точной информацией о размерах исламского финансового рынка не располагает никто, и мы отчаянно нуждаемся в такой информации. Все, что у нас есть - это отчеты конференций, проходящих по этим вопросам. Например, Далла АльБарака, в конце 1970-х годов создавший один из первых мусульманских банков и в настоящее время содержащий свою штаб-квартиру в Джедде, Саудовская Аравия, заявляет, что его совокупные активы составляют $230 млрд и что они растут со скоростью 15% в год.
Вопрос: Какой потенциал роста существует у этого рынка и что должно стать главной движущей силой этого роста?
Ответ: Мы считаем, что совокупные размеры мусульманского финансового рынка уже в обозримом будущем могут достичь $1 трлн. Дело в том, что после событий 11 сентября арабские нефтедоллары с рынков Нью-Йорка и Лондона и из портфелей различных благотворительных организаций, ставших жертвами всеобщей борьбы с терроризмом, стали активно возвращаться обратно в исламский мир.
Вопрос: Кто, по-вашему, должен в наибольшей степени выиграть от этого процесса?
Ответ: В настоящее время на роль финансового центра мусульманского мира претендуют Бахрейн и Малайзия. Кто именно из них окажется победителем зависит от того, каким образом будет расти рынок.
Малайзия всегда считалась инновационным центром мусульманского финансового мира. Мы считаем, что рынок в этой стране в своем развитии опередил рынки Бахрейна, Саудовской Аравии и других стран как минимум на 10 лет. Кроме того, свою роль в привлечении инвесторов играют и размеры малайской экономики, а также специально созданная оффшорная зона Лабуан, которой пророчат роль международного финансового центра мусульманского мира.
Другим претендентом на роль лидера считается Бахрейн, который старается представить себя в качестве центрального государства зоны Персидского залива. Они стараются привлечь инвесторов с помощью судей-арабов, которые, по их мнению, пользуются большим доверием у клиентов.
Вопрос: Каким образом Малайзия смогла вырваться на ведущие позиции?
Ответ: Первый закон, регулирующий оказание банковских услуг в соответствие с законами шариата, был принят в Малайзии еще в 1984 году. Тогда местные власти разделили кредитно-финансовую систему страны, выделив "исламское банковское дело" в отдельное направление, подотчетное отдельной контролирующей структуре. По словам самих малайцев, они собираются постепенно развивать у себя исламские банки, вовлекая в сферу своего влияния все новые и новые мусульманские страны.
В настоящее время растущая экономика Малайзии привлекает к себе массу иностранных инвесторов. Вместе с тем, в этой стране также отмечается активный переход инвесторов от обычных инвестиционных инструментов к "исламским", таким как специальные государственные облигации "сукук". По сути дела, такие облигации представляют собой промежуточный инструмент, с помощью которого инвесторы могут вкладывать деньги в реальные активы (недвижимость), что соответствует принципам шариата.
Вопрос: Кто именно определяет, соответствует ли конкретный финансовый инструмент требованиям законов шариата?
Ответ: До настоящего времени эта задача лежит на судьях. К сожалению, далеко не все судьи, представленные в правлении исламских банков, получили необходимое образование и имеют представление о таких вещах как финансы или юриспруденция. Можно предположить, что у этих людей очень выгодная работа.
Вопрос: Откуда именно среди мусульман пошло представление о том, что получение процента по кредиту является грехом?
Ответ: Впервые этот тезис появился еще в 12 веке в результате толкования постулатов христианской веры. На самом деле, по своей сути эта догма никак не связана с исламом.
По материалам: BusinessWeek
http://news.finance.ua/ru/orgsrc/~/2/7/709/41125
 
НОВИНИ